Взаимосвязь памяти с яркими эмоциями

Фотография с друзьями

Память в психологии – это способность человеческого мозга запоминать, хранить, воссоздавать собственный опыт. Благодаря процессу запоминания человек может говорить, учиться, читать, совершать поступки: он живет. Отсутствие памяти превратило бы человека в растение.

Память конструирует человеческую психику. Она укореняет в пространстве и времени, выстраивает индивидуальную историю: мы можем посмотреть в прошлое и перекинуть мост в будущее.

Процесс запоминания постоянно меняется. С возрастом способность запоминать ухудшается, ее важно поддерживать.

Жизнь, память и эмоции

Любое воспоминание эмоционально окрашено: радостью, грустью, гордостью или презрением. Эмоционально нейтральные события не фиксируются, не влияют на формирование личности. Эмоции «надзирают» за глубинной сущностью человека.

Это лупа, с помощью которой мы рассматриваем мельчайшие детали событий и запоминаем их.

Каждая женщина помнит, как рождался ее первый ребенок, какого цвета были его первые ползунки и ботиночки. Каждый человек помнит, как он получал свой первый школьный диплом, учителей, директора школы, одноклассников.

Особенные моменты в жизни

Такие события сохраняются в сердце, потому что они часть нашего повседневного существования. Разум опирается на эти картинки, чтобы создать наш образ, видение самого себя. Позитивно окрашенные события остаются в нас навсегда. Это помогает сделать правильный жизненный выбор, способствует личностному росту.

Эмоциональная (аффективная) память

Эмоциональная память — осознанные или бессознательные воспоминания, связанные с сильными переживаниями. Они несут на себе сильнейшую эмоциональную окраску: радость, печаль, гнев, восторг. Этот тип памяти возвращает события из прошлого в настоящее, оживляет их. Накапливается личный жизненный опыт.

Поэтому отрицательный опыт прошлого пагубно влияет на настоящее. Особенность эмоционально окрашенной памяти состоит в том, что чувства вспоминаются легче, быстрее, чем связанные с ним события.

Жизнь отмечена сильными переживаниями, грустными, даже трагическими происшествиями, но и лучами счастья тоже. Все, что человек проживает и запоминает, формирует его личность.

Эмоциональная (или аффективная) память связывает настоящее с прошлым и будущим, выстраивает представление человека о себе и окружающем мире. Этот аспект человеческого подсознания — ключ к становлению социализированной личности. Человек принимает важные жизненные решения, опираясь на свое внутреннее состояние.

Без запоминания эмоций и чувств человек не может учиться на собственных ошибках.

В течение долгого времени эмоции рассматривались как нечто отрицательное, нечто личное, нечто, что следовало прятать от посторонних. В 90-е годы эмоции стали изучать. Более того, эмоциональный интеллект рассматривается как стержень личностного развития, основа благополучного вхождения в общество.

В чем заключается развитие эмоциональной памяти и интеллекта у взрослых?

Взрослые должны учиться:

  1. Осознаванию собственных эмоций, умению назвать их.

    Четыре основных типа эмоций:

    • радость;
    • печаль;
    • страх;
    • гнев.

    4 типа эмоций

    Проявляются они по-своему у разных людей, их реальная палитра шире.

  2. Учиться контролировать свое поведение, наблюдать за собой, слушать себя, понять свою реакцию на сложную ситуацию, трудного человека.
  3. Учиться эмпатии – пониманию психологического состояния другого человека: члена семьи, друга, коллеги. Учитесь видеть, как они реагируют на ваши слова, поведение.
  4. Научиться выражать эмоции.

Иногда трудно признаться себе в собственных чувствах. Однако факт озвучивания проблемы помогает контролировать ее, а не просто страдать. Ваш пример побудит другого человека сделать также. Так выстраиваются спокойные, доверительные межличностные отношения.

Аффективная память, эмоциональный интеллект – это источники творческой энергии, открывающие нам мир музыки, живописи, театра.

Роль аффективной памяти в актерском искусстве

Константин Сергеевич Станиславский создал систему обучения актерской игре, опираясь на новейшие открытия в области подсознания и аффективной памяти. Метода Станиславского учит пониманию глубокой органической сущности персонажа.

Чем богаче и глубже эмоциональная память артиста, тем глубже и разнообразнее источник его творческого вдохновения. Творчество актера зависит от мощи, остроты, точности его эмоциональной памяти.

Развитие эмоциональной памяти у детей

Аффективная память существенно влияет на формирование характера. Травмирующее наказание, равнодушие взрослых делают ребенка боязливым, неуверенным в себе. В детстве должны закладываться позитивные воспоминания, ребенку важно учиться доверять себе и миру.

Родник аффективной памяти питается:

  • родительской любовью;
  • спокойными, доверительными отношениями в семье;
  • новыми впечатлениями;
  • путешествиями;
  • комфортным обучением;
  • изучением языков.

Жестом, словом, улыбкой взрослый выражает свое участие, понимание и готовность помочь при необходимости. Так созидается фундамент психического здоровья ребенка.

Автор статьи: Сюмакова Светлана
(оценок нет)
Загрузка...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!
Adblock detector