Память в психологии – это способность человеческого мозга запоминать, хранить, воссоздавать собственный опыт. Благодаря процессу запоминания человек может говорить, учиться, читать, совершать поступки: он живет. Отсутствие памяти превратило бы человека в растение.
Память конструирует человеческую психику. Она укореняет в пространстве и времени, выстраивает индивидуальную историю: мы можем посмотреть в прошлое и перекинуть мост в будущее.
Процесс запоминания постоянно меняется. С возрастом способность запоминать ухудшается, ее важно поддерживать.
Жизнь, память и эмоции
Любое воспоминание эмоционально окрашено: радостью, грустью, гордостью или презрением. Эмоционально нейтральные события не фиксируются, не влияют на формирование личности. Эмоции «надзирают» за глубинной сущностью человека.
Это лупа, с помощью которой мы рассматриваем мельчайшие детали событий и запоминаем их.
Каждая женщина помнит, как рождался ее первый ребенок, какого цвета были его первые ползунки и ботиночки. Каждый человек помнит, как он получал свой первый школьный диплом, учителей, директора школы, одноклассников.
Такие события сохраняются в сердце, потому что они часть нашего повседневного существования. Разум опирается на эти картинки, чтобы создать наш образ, видение самого себя. Позитивно окрашенные события остаются в нас навсегда. Это помогает сделать правильный жизненный выбор, способствует личностному росту.
Эмоциональная (аффективная) память
Эмоциональная память — осознанные или бессознательные воспоминания, связанные с сильными переживаниями. Они несут на себе сильнейшую эмоциональную окраску: радость, печаль, гнев, восторг. Этот тип памяти возвращает события из прошлого в настоящее, оживляет их. Накапливается личный жизненный опыт.
Поэтому отрицательный опыт прошлого пагубно влияет на настоящее. Особенность эмоционально окрашенной памяти состоит в том, что чувства вспоминаются легче, быстрее, чем связанные с ним события.
Жизнь отмечена сильными переживаниями, грустными, даже трагическими происшествиями, но и лучами счастья тоже. Все, что человек проживает и запоминает, формирует его личность.
Эмоциональная (или аффективная) память связывает настоящее с прошлым и будущим, выстраивает представление человека о себе и окружающем мире. Этот аспект человеческого подсознания — ключ к становлению социализированной личности. Человек принимает важные жизненные решения, опираясь на свое внутреннее состояние.
Без запоминания эмоций и чувств человек не может учиться на собственных ошибках.
В течение долгого времени эмоции рассматривались как нечто отрицательное, нечто личное, нечто, что следовало прятать от посторонних. В 90-е годы эмоции стали изучать. Более того, эмоциональный интеллект рассматривается как стержень личностного развития, основа благополучного вхождения в общество.
В чем заключается развитие эмоциональной памяти и интеллекта у взрослых?
Взрослые должны учиться:
- Осознаванию собственных эмоций, умению назвать их.
Четыре основных типа эмоций:
- радость;
- печаль;
- страх;
- гнев.
Проявляются они по-своему у разных людей, их реальная палитра шире.
- Учиться контролировать свое поведение, наблюдать за собой, слушать себя, понять свою реакцию на сложную ситуацию, трудного человека.
- Учиться эмпатии – пониманию психологического состояния другого человека: члена семьи, друга, коллеги. Учитесь видеть, как они реагируют на ваши слова, поведение.
- Научиться выражать эмоции.
Иногда трудно признаться себе в собственных чувствах. Однако факт озвучивания проблемы помогает контролировать ее, а не просто страдать. Ваш пример побудит другого человека сделать также. Так выстраиваются спокойные, доверительные межличностные отношения.
Аффективная память, эмоциональный интеллект – это источники творческой энергии, открывающие нам мир музыки, живописи, театра.
Роль аффективной памяти в актерском искусстве
Константин Сергеевич Станиславский создал систему обучения актерской игре, опираясь на новейшие открытия в области подсознания и аффективной памяти. Метода Станиславского учит пониманию глубокой органической сущности персонажа.
Чем богаче и глубже эмоциональная память артиста, тем глубже и разнообразнее источник его творческого вдохновения. Творчество актера зависит от мощи, остроты, точности его эмоциональной памяти.
Развитие эмоциональной памяти у детей
Аффективная память существенно влияет на формирование характера. Травмирующее наказание, равнодушие взрослых делают ребенка боязливым, неуверенным в себе. В детстве должны закладываться позитивные воспоминания, ребенку важно учиться доверять себе и миру.
Родник аффективной памяти питается:
- родительской любовью;
- спокойными, доверительными отношениями в семье;
- новыми впечатлениями;
- путешествиями;
- комфортным обучением;
- изучением языков.
Жестом, словом, улыбкой взрослый выражает свое участие, понимание и готовность помочь при необходимости. Так созидается фундамент психического здоровья ребенка.