Память – важный познавательный процесс, благодаря которому человек знает, кто он такой и становится сознательной личностью. Уменьшение или потеря способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию является нарушением того или иного вида памяти. Многие ученые изучали процессы запоминания и разработали различные методики исследования памяти. Методику заучивания 10 слов предложил советский ученый Александр Романович Лурия, основатель отечественной нейропсихологии.
Для чего используется методика?
- Изучение процессов памяти;
- оценивание состояния памяти и произвольного внимания;
- исследование истощаемости пациентов нервно-психическими болезнями, динамики течения заболевания и учета результативности терапии.
Методику А.Р. Лурии можно применять как для взрослых, так и для детей с 7 лет. Можно также применить данную методику в неполном объеме (5-8 слов) для детей старше 5 лет.
Описание методики
Сначала человеку дают четкие инструкции. Затем зачитывается десять слов, которые необходимо запомнить. По окончанию диктовки, исследуемый должен назвать все слова, которые запомнил в произвольном порядке. Все показания записывают в протокол. Опыт можно повторять 5-7 раз, только при последующих занятиях инструкцию не зачитывают заново, а просто говорят: «Еще раз». Обычно к пятому опыту пациент запоминает все 10 слов.
При проведении эксперимента важно соблюсти следующие правила:
- в комнате должна быть тишина, посторонние разговоры могут помещать;
- все слова должны относиться к одной и той же части речи, например, к существительным;
- слова не должны быть связаны по смыслу;
- необходимо выбирать короткие слова, состоящие из одного или двух слогов.
Тестовый материал
Желательно иметь несколько комплектов слов. Ниже представлены варианты словесных наборов для запоминания.
- Небо, мед, кот, лес, хлеб, огонь, стол, гриб, дым, вода.
- Окно, река, мышь, боль, стул, лен, воск, хор, цвет, волк.
- Брат, куст, час, число, шар, сон, пух, лампа, ночь, лед.
- Бар, степь, мел, сын, пол, дом, кит, сыр, шок, пень.
Расшифровка полученных результатов
Как говорилось ранее, все данные записывают в протокол. По этим данным составляют график для получения так называемой «кривой запоминания». Здоровые пациенты (дети и взрослые) с каждым повторением опыта запоминают больше слов. Если ребенок застревает на лишних словах (которых не было в наборе), то это может говорить о расстройствах сознания или расторможенности.
При помощи повторения опыта можно зарегистрировать повышенную утомляемость испытуемого. В этом случае кривая снижается. Также если количество запомнившихся слов уменьшается, то это может говорить о забывчивости или рассеянности. Неустойчивость внимания может диагностировать зигзагообразная кривая. Для проверки долговременной памяти, пациента просят воспроизвести слова спустя некоторое время после эксперимента.
Также можно выявить следующие особенности запоминания:
- если испытуемый называет не менее 7 слов, значит, непосредственное запоминание в норме;
- в случае если пациент называет меньше 7 слов сразу после зачитывания, значит, у него расстройство непосредственного запоминания — чем меньше слов, тем больше выражено нарушение памяти;
- если через полчаса, после испытания, человек называет 7 и более слов, то это говорит о нормальной долговременной памяти;
- обследуемый, который воспроизводит менее 7 слов спустя 20-30 минут после испытания, имеет сниженную долговременную память.
В завершении хочется отметить, что заучивание 10 слов является одной из наиболее применяющихся методик, поскольку не требует специального оснащения. Используя разные комплекты слов, можно проводить этот эксперимент повторно для учета результативности терапии и оценки развития болезни.
Related posts:
9 игр на внимание для вашего малыша Запоминать английские слова нужно правильно! Методы и упражнения мнемотехники как способ запоминания и воспроизведения информации Пополняем инструментарий: метод ассоциаций
Автор статьи: Лаухина Екатерина
Мне в психушке такой тест проводили. Спустя полчаса назвал 8 слов