Внимание человека — ведущий психический процесс, который особенно интенсивно развивается в детском возрасте. Определить особенности его проявления для дальнейшего целенаправленного повышения позволяет любой тест на внимание. Также методики помогают определить специфические характеристики проявления психического процесса для выявления профессиональной предрасположенности к конкретному виду деятельности.
Третья направленность применения тестов связана с изучением возрастных особенностей изменения этого психического процесса в зрелые годы.
Данные, полученные с применением рассмотренных методик, помогают выявлять специфические черты проявления, отклонения от нормы и разрабатывать при необходимости программу корректировки внимания.
Характеристики, выявляемые при тестировании
Внимание – сложный психический процесс, который направляет сознание человека на конкретные объекты или явления окружающего мира. Это необходимо для получения сведений об объекте или явлении для выработки дальнейших действий и отношения к ним:
- ничего не воспринимать при нейтральном отношении;
- расширить базу знаний в случае возникновения любопытства;
- удалиться при выявлении угрозы.
Получение необходимой информации в каждую минуту об окружающей действительности возможно благодаря следующим свойствам этого процесса:
- объем;
- переключение;
- концентрация.
Выбирая методику изучения внимания и интерпретацию полученных данных необходимо учитывать возрастные особенности тестируемого.
Техники, применяемые в младших классах
Также важно развивать внимание у младших школьников, так как у них начинает формироваться осознанный контроль и управление психическими функциями. Они учатся длительному сосредоточению при встрече со сложными темами, даже если им это неинтересно, но важно для освоения базовых предметов.
Тест Мюнстерберга позволяет анализировать у младших школьников избирательность внимания или умение отвлекаться от ненужных сведений и концентрации на существенных. Идея методики состоит в поиске осмысленных слов среди бессмысленного набора букв. Выполнять его надо за определенное время.
Применяются для младших школьников методики, которые изучают объем внимания. Если в задании Мюнстерберга выявляется степень концентрации на объекте, то при изучении объема методики выявляют способность распределения внимания и умение удерживать и работать с разнонаправленной информацией.
Полученные результаты позволяют учителю или психологу разрабатывать программу развития внимательности индивидуально для каждого ученика или в группе школьников младших классов. Упражнения направлены на развитие сосредоточенности и наблюдательности при решении задачек, увеличения времени концентрации на изучаемом материале и снижения отвлекаемости на посторонние ненужные внешние воздействия.
Профориентация и тесты
Для определенных профессий важно развитие внимательности у работников на высоком уровне. К ним относятся бухгалтера, переводчики, кассиры, имеющие дело с большим количеством детализированной информации, поэтому объем динамического внимания является важной составляющей работы.
При выборе профессиональной деятельности молодые люди проходят тесты по профориентации, помогающие решить, какое направление в будущем осваивать. Внимательность изучается с помощью различных заданий, так как в разных сферах деятельности проявляются определенные способности.
По тесту Мюнстрберга или «Перепутанные линии» выявляют концентрацию зрительного внимания.
Объем и распределение изучают с применением методики Шульте, где необходимо как можно быстрее показать и назвать вслух числа от 1 до 25. Переключение оценивают с помощью методики черно-красной таблицы Горбова, называя два последовательности чисел в прямом и обратном порядке.
Пройти тесты на внимательность можно самостоятельно на специализированных интернет-ресурсах.
Тестируемому предложат выполнить задания, после чего программа подсчитает результаты. При интерпретации итогов тестирования учитывайте, что объем, распределение внимания изменяются под влиянием общего физического состояния организма, обстановки, в которой работает тестируемый: наличие отвлекающих шумов, насколько они сильно воздействуют на него. Перечисленные факторы могут ухудшить результаты.
Лучше решать задачи на внимание отдохнувшим и в хорошем настроении.