Игры на внимание развивают ребенка, улучшают концентрацию, тренируют память и мышление, формируют потенциал для учебы в школе. Внимание и память необходимы на уроке чтения и письма, математики и физкультуры.
Особенно важны развивающие, в том числе подвижные, игры для дошкольников и младших школьников. О неуспевающих учениках класса говорят, что они невнимательные. Поэтому развивать память, внимание и концентрацию необходимо с младенчества.
Что такое внимание?
Внимание – важный компонент познания, способность направить сознание на предмет, сосредоточиться на нем. Посредством внимания фильтруется полученная через органы чувств информация: часть ее игнорируется, а часть обрабатывается.
Внимание характеризуют объем (количество запоминаемой информации), сосредоточенность (способность сконцентрироваться на предмете), устойчивость (время концентрации), распределение (выполнение нескольких дел в одно время).
Игры на развитие внимания с участием взрослых нужно проводить уже тогда, когда ребенок понимает обращенную речь и способен выполнять простые просьбы.
Развивающие игры у дошкольников улучшают внимание, память и речь, расширяют словарный запас, у младших школьников посредством усиления процесса познания повышают качество учебы.
Малышам 2-3 лет можно предложить непродолжительные (до 5 минут) и разнообразные занятия. Главное правило – игра должна быть игрой, а не уроком. В 3-4 года приходит время пазлов, мозаики. Дети подбирают нужные элементы, учатся искать недостающие детали, развивают мышление, собирая целое из частей. В 4-6 лет дошкольники хорошо выполняют задания, где нужно с помощью карандаша провести героя игры по лабиринту, найти и обвести буквы и цифры, «спрятанные» на рисунке.
В какие игры на внимание поиграть с ребенком?
- «Прятки со сказкой»
Текст сказки можно придумать самостоятельно, например, такой: «Решил зайка поиграть с мамой в прятки. Ищет мама зайку под столом – не нашла, под стулом – нет зайки, за диваном – и тут нет, у шкафа – снова не нашла, на кухне – не нашла, за дверью – нет зайки. Нашла мама зайку за занавеской у окна».
Задача малыша спрятаться там, где прятался зайка.
- «Делай как…»
Попросите малыша показать, как скачет лягушка, как машет крыльями бабочка, как топает медведь, как жужжит пчела, как рычит лев, как кричит петух.
- «Топ-хлоп»
Взрослый называет предметы, знакомые ребенку. Если предмет съедобный, ребенок топает ногой, если несъедобный – хлопает в ладоши.
- «Повторяй – не повторяй»
Взрослый называет слова, ребенок повторяет их, исключая те, которые относятся к конкретной категории. Например, не нужно повторять названия предметов круглой формы или красного цвета, названия диких животных или героев сказок.
Взрослый показывает карточку одного цвета, а называет другой цвет, например, показывает лист красного картона, а говорит — «синий». Задача ребенка исправить ошибку взрослого.
- «Так не бывает»
Взрослый произносит фразы или предложения, в некоторых допущены ошибки. Ребенок на плавильную фразу реагирует хлопком в ладоши, а на неправильную – топаньем ноги; попросите ребенка исправить ошибку. - «Что лишнее?»
В ряду предметов или карточек с изображениями нужно выбрать тот, который не подходит другими по его мнению. Попросите малыша обосновать выбор, поскольку дети мыслят и группируют предметы нестандартно. - «Найди пару»
В ряду предметов нужно подобрать каждому предмету пару. Пусть ребенок объяснит ход мысли. - «Чего не хватает?»
Разложите перед ребенком предметы, попросите отвернуться и уберите один. Пусть ребенок назовет то, что убрали. Начинать нужно с двух предметов и довести до десяти, увеличивая на один каждый раз. - «Зеркало»
Попросите ребенка повторять ваши действия. Этот навык пригодится ему на уроке физкультуры и в командных видах спорта.
Как еще можно развивать внимание?
- Договоритесь на прогулке считать одинаковые предметы (грузовые машины, хвойные деревья).
- Придумывайте рассказы по картинкам, не упуская детали.
- Выучите стишок или песенку при громко работающем телевизоре.
- Для школьников начальных классов полезен устный счет.
В чем причины невнимательности ребенка?
- гипоксия – кислородное голодание мозга;
- несоблюдение режима сна, еда с низкой пищевой ценностью, авитаминоз, гиподинамия;
- психологические перегрузки.
Задача взрослых устранить или нейтрализовать последствия этих причин, поощрять подвижные игры на свежем воздухе, наладить режим дня, заменить часть занятий дополнительными уроками физкультуры.
У меня дочь, в детстве никаких мелочей не пропустила, всегда внимательная была. А в школу пошла, рассеянная стала. То и понятно, нагрузка какая, плюс дополнительно на кружки ходит. Я ей сейчас стала давать витамишки мульти+, хорошие витаминки для концентрации внимания. Вроде дело налаживается.
Практиковали такие игры, когда у малышки проблемы с памятью и вниманием были. Но в обязательном порядке давали еще и бэби формулу мишек мультивитамины(заказывали в интернет-магазине Фитомаркет, так гораздо удобнее и выгоднее получается). Думаю, тут хорош именно комплексный подход))Сейчас дочка уже гораздо лучше информацию схватывает, прям на лету)