Активная жизнь человека в общественно-социальной среде сопровождается разнообразными событиями, взрывами новейших достижений и безостановочно требует дополнительных знаний. Человек осознанно отбирает полезные сведения из нескончаемого потока информации, используя внимание — важнейшую часть познавательной активности человека.
Психологические свойства
Внимание — вид психической деятельности, отражающий конкретный объект и в задачу которого входит предохранить мозг от ненужных сведений путем отбора только полезной и актуальной информации. Концентрация внимания — удачное приобретение в ходе эволюции человека. Его трактовка по сей день среди психологов неоднозначна, а отсутствие единства мнений образует сущность самого процесса.
Внимание и его психологические свойства подробно изучены и в медицинской практике, разработаны рекомендации по коррекции отклонений в этих свойствах. Это явление относится к сквозному процессу, сопровождающему другие виды деятельности: память, эмоции, мышление. Вместе с тем, выделяются характерные особенности, свидетельствующие о высоком уровне самостоятельности этого психического состояния.
Основные свойства и их характеристика
В зависимости от рода явлений и событий данная сфера психической деятельности наделена рядом черт, при этом уровень качества внимания неравный. В общепринятой классификации главные свойства внимания, присутствующие постоянно, в разных ситуациях доминируют неодинаково.
Что сопровождает новые впечатления?
Концентрация внимания – повышенная заинтересованность объектом, прорисовывание его доскональности при сужении границ наблюдения. Заострение созерцания на предмете означает не просто исключительное задержание объекта в поле зрения на первом плане, но и изоляция его от соседних предметов, не связанных с ним при наблюдении. Концентрация интереса на объекте наступает тогда, когда мозг объединяет вместе интенсивность и узость наблюдения.
Устойчивость внимания – продолжительность временного отрезка на мобилизацию интереса к конкретному предмету или к определенной проблеме. Устойчивость внимания делает человека внимательным, что работает на глубину знания предмета или задачи, и предоставляет дополнительные ресурсы изучать объекты в деталях.
В те моменты, когда мозг погружает человека в затянувшееся созерцание какого-нибудь мелкого предмета, его взор попеременно охватывает части и стороны этого предмета и беспрестанно возобновляется интерес к нему. Устойчивость внимания создается совокупностью факторов, среди них такие:
- индивидуальные физиологические характерные черты личности;
- психическое самочувствие (спокойное-возбужденное, например);
- мотивация (есть-нет интереса к предмету, первостепенность для человека);
- внешние события при исполнении деятельности.
Перечисленные свойства внимания, будь то концентрация внимания или устойчивость, важны в начале обучения человека. На практике часто встречаемые трудности с младшеклассниками, состоящих в опозданиях на уроки, в беспрестанных отвлечениях на занятиях (играет, разговаривает, ест, прячется под партой), в невнимательности и рассеянности и пр. Подобная феноменология трудностей свидетельствуют о низком уровне развития таких свойств внимания, как концентрация и устойчивость.
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания направлена на устранение растянутого периода вырабатываемости, на повышение качества сосредоточенности, на выработку стабильного уровня и устранение резких колебаний внимания. Профессиональное применение методики акцентирует мозг на развитии этих свойств.
Как одновременно выполняются несколько действий?
Объем внимания определяет сумму объектов, в направлении которых распределен и сосредоточен акт познания в доли секунды. В один миг мозг человека способен охватить и различить 4-6 экземпляров.
Объем внимания — непостоянная константа и подчиняется связи вещи, которая находится в фокусе идентификации, с умением логично структурировать информацию. На объем внимания, конечно, влияет уровень интеллектуального развития личности. От багажа знаний, широты кругозора, многосторонних интересов зависит объем внимания, в который одновременно мозг человека допускает галерею разнородных фактов.
Объем внимания, определяемый экспериментально, имеет сходство с кратковременным запоминанием, что дает некоторое основание делать их идентичными процессами. При подробном разборе этих двух свойств-феноменов выявлена тесная связь между ними: количество предметов, способных без труда удержаться под непосредственным наблюдением, увеличивается при хорошем кратковременном запоминании.
Сосредоточенность выражается в максимальной централизации интереса на объекте с намерением располагать о нем большими сведениями и резким повышением качества внимания.
Распределение внимания свойственно человеку в моменты напряженной деятельности, когда одновременное скопление нескольких неоднородных предметов должно быть под контролем. Пример, в котором распределение внимания является чрезвычайно необходимым, — работа водителя автомобиля в городских условиях. Распределение внимания на пути движения транспорта является критерием выживания водителя и людей, пересекающихся с ним на маршруте.
Упомянутые выше особенности процесса имеют разнонаправленный характер, но мозг способен активизировать каждое из них в нужное время.
Механизм постановки новой цели
Переключаемость определяется естественным переходом от одной работы к другой или безболезненной сменой интереса с одного предмета на другой. Хорошая переключаемость не создает смятения или растерянности, решение задачи, на которую произошло переключение, идет быстро и успешно.
Эффективные упражнения для развития личности используют переключаемость. Когда мозг умеет мгновенно переключаться с субъекта интереса на другой, то это говорит о наличии нужного качества — гибкости внимания. Благодаря ей создается возможность включаться двум несовместимым актам: включению-отвлечению.
Предметность внимания заключается в способности сделать упор на известную серию знаков согласно поставленной задаче, личной заинтересованности, степени важности выделяемых знаков. «Просто так» внимательным человек быть не может. Фраза: «Будьте внимательны!» расплывчата, не привлекает интереса к конкретному предмету или явлению. Присутствие реального или виртуального предмета (явления) обязательно для формирования этого параметра.
Интересно, что свойства внимания чаще всего могут не подкреплять друг друга, имеют большую самостоятельность в проявлениях. Например, высокая устойчивость и концентрация внимания могут существовать на фоне слабого распределения.
интересно
При перегрузках довольно сложно взять себя в руки, помедитировать), расслабиться, чтоб в норму вернуться. Лично мне только прием Милдроната помог прилив сил ощутить, работоспособность повысилась, на мелочах стало проще и легче сконцентрироваться. Так что случаи разные — разные и подходы к их решению.