Феномен внимания уже не одно столетие волнует умы ученых-психологов. Авторы рассматривают всевозможные модели внимания, его виды и зависимость от тех или иных факторов. Существует множество гипотез, объясняющих физиологические основы этого явления. Так что же такое внимание, почему научный интерес к нему не угасает, и исследование вопроса ведется до сих пор?
Внимание как психический процесс
Данное понятие отражает избирательную направленность на объект психической деятельности человека, изменение которого влечет за собой повышение или понижение степени отчетливости и ясности восприятия предмета. Изучая внимание, психологи обозначили следующие главные его свойства.
- Объем. Этот показатель отвечает за количество объектов, одновременно удерживаемых в поле внимания. Он зависит от разных факторов — генетических особенностей человека, влияния его профессиональной деятельности, личного опыта и других причин.
- Концентрация. Способность сосредотачиваться на одном или нескольких объектах. Когда говорят о концентрации внимания, имеют в виду некоторую фокусировку человека на конкретном объекте. Чем меньше круг мыслительного сосредоточения, чем точнее признак, по которому определяют свойства объекта, тем выше уровень концентрации.
- Распределение. Свойство, обратное концентрации. В этом случае рассматривается фокусировка на нескольких процессах одновременно. С точки зрения физиологии это происходит следующим образом: в коре головного мозга одновременно идут процессы торможения (или возбуждения) отдельных центров. В результате достигается оптимальная работа нескольких нервных процессов.
- Устойчивость. Способность человека сосредотачиваться на одном объекте продолжительное время. Решающее влияние на это свойство оказывает интерес. Также на него воздействуют тип нервной системы, мотивация человека и темперамент. Для улучшения показателей этого свойства объект должен менять характеристики (форму, цвет, запах и проч.). При неизменности названных показателей внимание притупляется.
- Переключение. В этом случае говорят о переносе фокуса внимания с одного объекта на другой. Содержание полученной информации не должно искажаться, переключение быть быстрым и не зависеть от внешних воздействий. При таких показателях свойство переключения находится на высоком уровне развития.
Теория Т. Рибо
Эмоциональная теория Рибо самая распространенная в психологической сфере. Её принято считать психофизиологической, так как весь процесс внимания с психической точки зрения тесно связан с физиологическими проявлениями. В этом случае исследование сосредоточено на взаимосвязи получаемых человеком эмоций, ощущений и качественных состояний психического процесса. Рибо также выделял интеллектуальное внимание, увеличивающее кровоснабжение в мыслительных органах.
Согласно этой теории сосредоточение психического процесса происходит за счет активизации мышечной работы, которая помогает сконцентрироваться на объекте и не дает сбиться фокусировке на нем. Ученый полагал, что все мышечные усилия направлены на поддержание внимания, а расфокусировка свидетельствует об утомляемости мышц. Яркость эмоции или ощущения напрямую зависят от количества мышечных усилий, концентрируемых человеком на том или ином явлении! Модель внимания по Рибо иногда называют «моторной» из-за тесной связи психологических процессов и мышечной активности.
Теория установки по Д.Н. Узнадзе
Теории внимания рассматривались и в отечественных школах психологии. Например, теория Узнадзе о влиянии установки на психические процессы. Сама установка — некоторое состояние подготовки, настроя на направленную деятельность. Если установки на выполнения действия нет, или человек настроен негативно, то и концентрация внимания падает.
Например, находясь в импульсивном состоянии, каждый человек способен совершать необдуманные действия разрушительного характера. Очевидно, что ему неподвластны его психические процессы, он более подвержен эмоциям, чем целенаправленным и подготовленным действиям. Психические процессы по Узнадзе часто связывают с понятием объективации как процесса и результата локализации воспринимаемых образов в месте расположения источников информации.
Теория контроля действий (Гальперин)
Модели внимания опираются не только на эмоциональный компонент или на внутренние установки человека. Изучение внимания позволяет разложить данное определение на следующие пункты.
- Понятие внимания относится к ориентировочно-исследовательской деятельности. Это психологическое действие, направленное на содержание определенного объекта или явления.
- Главная функция – контроль этого содержания.
- В отличие от других действий, направленных на получения конечного результата, внимание не ставит перед собой такой задачи, так как несет только функцию контроля за объектом или явлением.
- Контроль не равен вниманию и оценивает действие, но не способствует улучшению отдельного акта деятельности.
- Для произвольного внимания характерен контроль по заранее заготовленному образцу или плану.
- Внимание и деятельность тесно связаны друг с другом. Для осуществления нового акта непроизвольного внимания создается схема или план контроля, который «обкатывается» произвольным вниманием. После получения положительного опыта внимание переходит в непроизвольное состояние.
Проблема внимания в психологии рассматривается и по сей день. Исследование этого феномена проводят ученые в области нейропсихологии и нейрофизиологии. Открытия привносят вклад и в другие науки, такие как социология, педагогика, дидактика. Подробное изучение этого вопроса на практике может в будущем позволить человеку увеличить производительность труда и повысить уровень когнитивных навыков.