Методы и упражнения мнемотехники как способ запоминания и воспроизведения информации

Методы мнемотехники

Двадцать первый век – время высоких технологий и больших объёмов информации. Казалось бы, её доступность, широкий спектр необходимых для усвоения средств, развитость коммуникаций должны помочь человеку овладевать большим объёмом знаний, тем не менее, специалисты отмечают, что всё чаще возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, особенно при обучении детей.

Для решения проблемы существует достаточно много современных средств, но всё-таки одним из самых проверенных и надёжных механизмов взаимодействия с текстами является мнемотехника ‒ набор особых инструментов, обеспечивающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Основные приёмы и упражнения мнемотехники

На основе науки разработаны и успешно практикуются методы и средства, которые помогают запоминать нужные сведения. Ими сейчас пользуются люди разных специальностей и возрастов. Представляем обзор положительно зарекомендовавших себя в работе приёмов и упражнений для развития запоминания.

Отметим, что суть всех механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определённых связей (ассоциаций), но предпочтение отдаётся тем из них, которые, в свою очередь, служат специальными упражнениями.

Главным приёмом является «Цепочка», когда похожие слова преобразуются в ассоциации попарно. На их основе устанавливается соединение начальных образов, и когда первое слово запомнится, надо сосредоточивается на втором. Аналогично образуется и последующая взаимосвязь. Пример классической цепочки слов: «свеча ‒ стол ‒ окно – луна». С первыми двумя образами появляется красивая ассоциация (свеча стоит на столе), далее ‒ взаимосвязь следующих слов (стол стоит у окна), причём первый образ переходит вглубь сознания, наконец, аналогично ассоциируются последние образы (в окно светит луна). Вспоминая цепочки, человек в сознании воспроизводит все образы.

Мнемотехника: прием Цепочка

Приём «Матрёшка» ‒ это вариация предыдущего. Специалисты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В его основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, то есть необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример данного действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа «красавица и чудовище».

Мнемотехника: прием Матрешка

«Символизация» довольно проста в исполнении и как приём, и как упражнение, служит для запоминания абстрактных понятий, не имеющих чёткого понятия, например, холод, бесконечность, зима, весна, лето и т.д. В принципе, каждое из этих слов будет закодировано в образы неодинаково разными людьми, но при этом почти всегда будут работать символы, закреплённые в сознании большинства людей. Этому не приходится удивляться, потому что с детства кодируются слова: холод – лёд, зима – снежинка, жара – солнце и т. д. Ребёнок не может представить себе осень вообще, но может представить картину жёлтых листьев, которую легко запомнить.

Мнемотехника: прием Символизация

Остальные приёмы и упражнения мнемотехники строятся на основе составления цепочки слов («Упорядоченные ассоциации», «Ключевые слова», «Пространственное маркирование») и кодирования информации («Приём мысленных картин»).

Некоторые упражнения для запоминания информации

Такие упражнения несложны, доступны каждому, кто хотел бы усовершенствовать свои мнемические способности, т. е. поработать над развитием процессов воспроизведения и запоминания информации. Наиболее яркие из них:

  1. Оригинальный метод Цицерона заключается в том, что запоминаемые объекты надо в строго определённом порядке мысленно расположить и закодировать в хорошо знакомом месте или помещении (например, в комнате, столе, автомобиле). В дальнейшем нужно будет просто вспомнить место в помещении и воспроизвести запоминаемую информацию.
  2. Упражнение начинается с плетения цепочки ассоциаций, где для старта придумывается любое слово, затем второе и последующие, которые ассоциируются друг с другом. Пример: небо ‒ дождь ‒ зонт ‒ лужа, как в ранее представленном упражнении «Цепочка».
  3. Очень интересное и творческое задание «Поиск цепочки ассоциаций» начинается с подбора двух исходных слов, к которым ищется цепочка образов. Связь слов начинается с начального и заканчивается последним. Например, предлагаются два слова: снежинка – метель, на их основе составляется цепочка: снежинка – сугроб – холод — метель.
  4. Простая, но полезная связь образов «Сочетание по признаку» строится следующим образом: подбираются два слова, следом подыскивается к ним ещё несколько слов, подходящих к ним по определённым признакам. Например, светлый и тёплый: солнце, день, лампочка, свеча. Это действие доступно и очень полезно для детей.
  5. Упражнение «Подходящие слова». Аналогично работаем с связями и подбираем слова, которые взаимодействовали с каждым словом из цепочки одновременно. Предлагаем слова: цветок ‒ вода ‒ земля, подходящие к ним: сад, клумба, горшок.
  6. Упражнение «Необычные ассоциации». Первое слово простое, а вот следующие должны быть оригинальные, неподходящие для него по смыслу. Например, « карандаш», привычная ассоциация – «блокнот». А вот «закрутить волосы» на карандаш ‒ необычная ассоциация.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», ‒ Ротшильд произнёс эту фразу еще двести лет назад, но она актуальна до сих пор и имеет глубокий смысл в наше время ‒ в век информации и высоких технологий.

Автор статьи: Лапинская Людмила
(4 голосов, средний: 3,00 из 5)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!
  • Alexander Nicolaevich Krivopal

    сначала кажется очень сложно