Сложная динамика современной семейной жизни приводит к серьёзным проблемам, связанным с отсутствием заботы со стороны родителей. Семейные структуры значительно изменились за последние десятилетия, и многие родители сталкиваются со стрессовыми ситуациями на работе, из-за которых у них остаётся меньше времени и энергии для общения с детьми. Кроме того, в условиях экономической нестабильности и диверсифицированного развития существует множество различных стилей воспитания и убеждений, некоторые из которых могут непреднамеренно приводить к тому, что родители сосредотачиваются на внешних показателях своих детей и игнорируют развитие их психического здоровья. Если родители игнорируют психическое здоровье подростков на этом этапе, это может негативно сказаться на их эмоциональном и психологическом здоровье.
Неспособность родителей уделять достаточно эмоционального внимания подросткам-учащимся приводит к возникновению у них проблем во время учёбы. А пренебрежение эмоциональными потребностями в детстве может иметь долгосрочные негативные последствия для психического здоровья человека даже во взрослом возрасте. Существует также сильная связь между подростковой зависимостью от онлайн-игр и недостатком родительского общения, что может способствовать возникновению подростковой депрессии и проблем с поведением. Наоборот, родительское внимание к детям может эффективно помочь подросткам преодолеть психологические трудности переходного периода взросления. Дети, оставленные без присмотра, как правило, страдают от одиночества, а пониженная самооценка и отсутствие семейного взаимопонимания часто являются основными факторами, которые вызывают или усиливают одиночество, вызывая у некоторых молодых людей тягу к насилию.
Под эмоциональным пренебрежением обычно понимается недостаток внимания, уделяемого родителями эмоциональному развитию подростков по мере их взросления. Такое безразличие со стороны членов семьи ей затрудняет удовлетворение эмоциональных потребностей детей. Главная причина игнорирования подростков взрослыми членами семьи (зачастую включая бабушек и дедушек) заключается в том, что они не могут в достаточной мере признать, принять и отреагировать на запрос во внимании, понимании и душевном общении со стороны ребёнка. Такое явление, как правило, имеет достаточно долгосрочную перспективу. Многие дети, страдающие от такой ментальной безнадзорности, бессознательно скрывают и подавляют свои истинные внутренние чувства, что приводит к более серьёзным проблемам с психическим здоровьем. Феномен эмоционального пренебрежения включает в себя игнорирование родителями одиночества своих детей, длительное отсутствие общения или взаимодействия с ними, что приводит к развитию многих недостатков характера (слишком низкая самооценка или завышенная гордыня, проблемы с одноклассниками или учителями, ненависть к людям или животным и т. д.). По степени тяжести такой типаж родительского наплевательского отношения к собственным детям, является одним из существенных факторов, способствующих возникновению незамеченных психических заболеваний, которые могут проявить себя в будущем.
Но существует ещё другой вид игнорирования детских потребностей – это материальное пренебрежение, когда родители не могут (либо не желают) удовлетворить материальные базовые потребности подростков в плане нормального питания, одежды или жилья. Но в наше время развития современных технологий, а также глобально усиливающегося расслоения общества на богатых и бедных, возникает у детей ещё потребность в различных цифровых гаджетах и устройствах. Эти обстоятельства также могут вызывать психологические проблемы. Феномен хвастовства достатком между подростками точно оказывает влияние на лидерство и уважение со стороны сверстников. А для детей несколько поражённых в «материальных правах» это приводит к некоему отторжению жестоким детским коллективом, а, следовательно, очень значительно отражается на их психическом благополучии. Подростки, находящиеся в невыгодном материальном положении по сравнению с другими, склонны к чувству неполноценности, и этот комплекс приводит к неудовлетворённости семьёй, обиде на родителей и даже жалобам на социально-психологические проблемы. Недостаток материальных благ заставляет подростков чувствовать давление из-за разрыва в успеваемости между сверстниками, что увеличивает их психологическую нагрузку, заставляет сопротивляться школе и даже серьёзно влияет на их обучение. У некоторых детей это трансформируется в стойкое нежелание быть «отверженными» — поэтому они вообще прогуливают занятия.
Бедность семьи заставляет родителей быть постоянно занятыми работой – поэтому случаи оставления детей без присмотра более распространены среди бедных слоёв общества. Родители тратят большую часть своей физической энергии на поддержание порядка, пренебрегая эмоциональными и материальными потребностями своих подростков. Эти родители, которые обычно уходят рано и задерживаются допоздна, практически не имеют возможности проводить время со своими детьми, а некоторым семьям даже приходится отправлять детей в школы-интернаты. Психологическая теория утверждает, что опыт ребёнка в отношениях с матерью является первоначальным определяющим фактором формирования личности, а психологическая структура ребёнка развивается на основе опыта отношений мать-младенец, то есть эмоциональной обратной связи. Самооценка каждого человека тесно связана с тем, как, по его мнению, его оценивают другие, особенно родители, которые живут с ним с детства. Обратную связь, которую он получает от них, ничем нельзя заменить. Отсутствие таковых создаёт разрыв между поколениями. Кроме того, в некоторых странах молодёжь испытывает сильное конкурентное давление со стороны общества, что заставляет родителей сосредотачиваться на учёбе своих детей или контролировать их жизнь. Это также приводит к похожему эффекту уже от излишней опеки – когда с раннего возраста малышей нагружают избыточными дополнительными занятиями, кружками, домашними заданиями и т. д., игнорируя реальные психологические потребности.
После рождения, большую часть чувства безопасности и доверия ребёнку обеспечивает присутствие родителей, а подростки, в чувствительные периоды взросления, бывают ещё более зависимы от этих факторов. Длительное отсутствие общения могут заставить их сомневаться в любви родителей, создать ощущение необходимости защищаться или бороться с несправедливостями и опасностями жизни в одиночку. А из-за отсутствия безопасности даже потерять чувство принадлежности к семье. Детям, которым в детстве не хватало родительского внимания, трудно установить успешные межличностные отношения и поддерживать долгосрочные брачные отношения, когда они вырастают. Поскольку они не доверяют другим и не зависят от них, а также не способны любить и быть любимыми. Такие индивиды могут избегать процесса построения отношений, скрывая свои истинные чувства. В повседневной жизни они чувствуют себя неудовлетворёнными и даже опустошёнными. Это означает, что они могут соответствовать ожиданиям окружающих, только скрывая свои истинные чувства.
Подростковый возраст — это критический период с высоким психологическим риском, в котором быстро развиваются и созревают эмоциональные и вознаграждающие нейронные цепи мозга, а также позитивные эмоции, что может оказать ключевое влияние на психосоциальное функционирование человека на протяжении всей жизни. Пережитый опыт пренебрежения связан с аномалиями в лимбической системе, особенно в миндалевидном теле, которое отвечает за некоторые функции и запускает стрессовую реакцию, которая позволяет бороться с опасностью или убегать от неё. Повышенная активность миндалевидного тела коррелирует с уровнем тревожности. У детей, переживших пренебрежение со стороны членов семьи, часто наблюдается больший объём миндалевидного тела и более высокий уровень тревожности. К тому же молодые люди менее способны справляться со многими проблемами и, следовательно, более уязвимы – а поэтому родительская забота и общение могут помочь подросткам отфильтровать многие негативные влияния. Отсутствие реальной заботы и внимания приведёт к формированию у детей негативного самовосприятия и повышению уровня депрессии.
Дети, которые долгое время были обделены вниманием, возможно, не будут страдать от депрессии, но у них произойдёт отчуждение от родителей и разовьётся бунтарская психология, потому что не будут чувствовать себя любимыми. На самом деле такие люди чрезвычайно одиноки, и их длительная неуверенность в себе приводит к непреодолимым препятствиям в общении с родителями. В этот период, когда внешние требования слишком высоки, а воспитание родителей основано на жёстком поведении, попытках установить неравные отношения или экстремальном образовании, испытываемая подростками тревога и давление порождает компульсивное поведение. Однако в процессе налаживания отношений со своими детьми многие родители не до конца понимают вред, причиняемый чрезмерным контролем или пренебрежением, а некоторые даже намеренно избегают вмешательства, игнорируют похвалы, ущемляя самосознание своих детей и считая, что дети могут исцелиться или поддержать себя сами.
Активное общение и взаимодействие родителей имеют важное значение для процесса мер по смягчению или устранению последствий психологической травмы. Будучи первыми, кто отвечает за процесс развития малышей, им необходимо постоянно поддерживать с ними связь, понимать их эмоциональные и материальные потребности и оказывать соответствующую помощь. Это помогает восстановить необходимую семейную связь и даёт малышу почувствовать заботу и любовь. Люди (в том числе маленькие), которые чувствуют себя любимыми и ценимыми, как правило, более уверены в себе и менее склонны к тревожности, развивают более тесные отношения со своими семьями и с большей вероятностью устанавливают отношения с другими людьми в социуме.
Школа, являясь третьей стороной процесса развития, считается очень полезной для этапа взросления и тоже может оказать помощь, обеспечивая хорошую перспективу взгляда на семейные отношения со стороны. Наблюдая за поведением подростков в школе, учителям легче выявить психологические проблемы учащихся, вызванные пренебрежением со стороны родителей. Выслушав точку зрения педагогов, родители могут осмыслить недостатки своей собственной модели воспитания, что может помочь глубже понять чаяния детей, уточнить направление усилий, а затем целенаправленно скорректировать своё поведение.
Семейные и социальные проблемы тесно связаны. Снижение социального давления на современных людей среднего возраста может способствовать семейной гармонии. Снижение рабочей нагрузки, повышение заработной платы и сокращение сверхурочных часов значительно уменьшат экономическое давление на родителей. Это означает, что у родителей будет оставаться больше времени и энергии на общение в семье. В то же время, разумная модель воспитания может обеспечить более гармоничную учебную среду для молодёжи. Разъяснительные меры с самых младших классов, направленные на искоренение атмосферы сравнения по материальному признаку в школах, проведение регулярных лекций по психологическим проблемам и снижение учебной нагрузки позволят молодым людям получить достаточно пространства и времени для саморазвития, чтобы понять свои собственные проблемы и активно заниматься самопознанием.
При исключительных аномалиях в поведении, вмешательство специалиста в психологические проблемы подростков на ранней стадии может дать хорошие результаты. Причём родители обычно нуждаются в психологической помощи ещё больше, чем их дети. Поэтому имеет смысл вместе обращаться за помощью к семейным психологам для достижения надлежащего общения и гармоничных отношений. Возможные меры со стороны школы включают регулярное психологическое консультирование, заполнение анкет, проведение психологических опросов, оценку профессиональных навыков преподавателей. При развитии современных систем аналитики, муниципалитет и комитет образования может выделить средства на аренду сервера в центре обработки данных, куда будут стекаться результаты анкетирования, с которыми смогут работать несколько профильных специалистов. Это позволит не держать в штатном расписании каждой школы отдельного детского психолога, что сэкономить значительные средства. А при выявлении сложных случаев, специалист способен будет предметно выехать в то учебное заведение, где требуется его помощь. В то же время, на социальном уровне следует рассматривать психическое здоровье как рутинный медицинский проект и предоставлять больше стимулов родителям. Например, подчёркивание общественного блага психологического консультирования, могут побудить больше подростков и их семей активно участвовать в психологическом консультировании.





