3 теории внимания и важность их изучения

Выступление маленького профессора

Феномен внимания уже не одно столетие волнует умы ученых-психологов. Авторы рассматривают всевозможные модели внимания, его виды и зависимость от тех или иных факторов. Существует множество гипотез, объясняющих физиологические основы этого явления. Так что же такое внимание, почему научный интерес к нему не угасает, и исследование вопроса ведется до сих пор?

Внимание как психический процесс

Данное понятие отражает избирательную направленность на объект психической деятельности человека, изменение которого влечет за собой повышение или понижение степени отчетливости и ясности восприятия предмета. Изучая внимание, психологи обозначили следующие главные его свойства.

  1. Объем. Этот показатель отвечает за количество объектов, одновременно удерживаемых в поле внимания. Он зависит от разных факторов — генетических особенностей человека, влияния его профессиональной деятельности, личного опыта и других причин.
  2. Концентрация. Способность сосредотачиваться на одном или нескольких объектах. Когда говорят о концентрации внимания, имеют в виду некоторую фокусировку человека на конкретном объекте. Чем меньше круг мыслительного сосредоточения, чем точнее признак, по которому определяют свойства объекта, тем выше уровень концентрации.
  3. Распределение. Свойство, обратное концентрации. В этом случае рассматривается фокусировка на нескольких процессах одновременно. С точки зрения физиологии это происходит следующим образом: в коре головного мозга одновременно идут процессы торможения (или возбуждения) отдельных центров. В результате достигается оптимальная работа нескольких нервных процессов.
  4. Устойчивость. Способность человека сосредотачиваться на одном объекте продолжительное время. Решающее влияние на это свойство оказывает интерес. Также на него воздействуют тип нервной системы, мотивация человека и темперамент. Для улучшения показателей этого свойства объект должен менять характеристики (форму, цвет, запах и проч.). При неизменности названных показателей внимание притупляется.
  5. Переключение. В этом случае говорят о переносе фокуса внимания с одного объекта на другой. Содержание полученной информации не должно искажаться, переключение быть быстрым и не зависеть от внешних воздействий. При таких показателях свойство переключения находится на высоком уровне развития.

Простая и понятная структура, изображающая свойства памяти

Теория Т. Рибо

Эмоциональная теория Рибо самая распространенная в психологической сфере. Её принято считать психофизиологической, так как весь процесс внимания с психической точки зрения тесно связан с физиологическими проявлениями. В этом случае исследование сосредоточено на взаимосвязи получаемых человеком эмоций, ощущений и качественных состояний психического процесса. Рибо также выделял интеллектуальное внимание, увеличивающее кровоснабжение в мыслительных органах.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для борьбы с нарушениями функций памяти наши читатели используют натуральный препарат Хэдбустер. Препарат улучшает работу мозга, способствует восстановлению и укреплению памяти, помогает ускорить процесс мышления, улучшает координацию.

Читать о том, как улучшить память и работу мозга всего за 1 курс...

Согласно этой теории сосредоточение психического процесса происходит за счет активизации мышечной работы, которая помогает сконцентрироваться на объекте и не дает сбиться фокусировке на нем. Ученый полагал, что все мышечные усилия направлены на поддержание внимания, а расфокусировка свидетельствует об утомляемости мышц. Яркость эмоции или ощущения напрямую зависят от количества мышечных усилий, концентрируемых человеком на том или ином явлении! Модель внимания по Рибо иногда называют «моторной» из-за тесной связи психологических процессов и мышечной активности.

Ученые, разработавшие теории о внимании

Теория установки по Д.Н. Узнадзе

Теории внимания рассматривались и в отечественных школах психологии. Например, теория Узнадзе о влиянии установки на психические процессы. Сама установка — некоторое состояние подготовки, настроя на направленную деятельность. Если установки на выполнения действия нет, или человек настроен негативно, то и концентрация внимания падает.

Например, находясь в импульсивном состоянии, каждый человек способен совершать необдуманные действия разрушительного характера. Очевидно, что ему неподвластны его психические процессы, он более подвержен эмоциям, чем целенаправленным и подготовленным действиям. Психические процессы по Узнадзе часто связывают с понятием объективации как процесса и результата локализации воспринимаемых образов в месте расположения источников информации.

Теория контроля действий (Гальперин)

Модели внимания опираются не только на эмоциональный компонент или на внутренние установки человека. Изучение внимания позволяет разложить данное определение на следующие пункты.

  1. Понятие внимания относится к ориентировочно-исследовательской деятельности. Это психологическое действие, направленное на содержание определенного объекта или явления.
  2. Главная функция – контроль этого содержания.
  3. В отличие от других действий, направленных на получения конечного результата, внимание не ставит перед собой такой задачи, так как несет только функцию контроля за объектом или явлением.
  4. Контроль не равен вниманию и оценивает действие, но не способствует улучшению отдельного акта деятельности.
  5. Для произвольного внимания характерен контроль по заранее заготовленному образцу или плану.
  6. Внимание и деятельность тесно связаны друг с другом. Для осуществления нового акта непроизвольного внимания создается схема или план контроля, который «обкатывается» произвольным вниманием. После получения положительного опыта внимание переходит в непроизвольное состояние.

Важность изучения внимания человека

Проблема внимания в психологии рассматривается и по сей день. Исследование этого феномена проводят ученые в области нейропсихологии и нейрофизиологии. Открытия привносят вклад и в другие науки, такие как социология, педагогика, дидактика. Подробное изучение этого вопроса на практике может в будущем позволить человеку увеличить производительность труда и повысить уровень когнитивных навыков.

Автор статьи: Лапинская Людмила
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!