3 теории внимания и важность их изучения

Выступление маленького профессора

Феномен внимания уже не одно столетие волнует умы ученых-психологов. Разные авторы рассматривают всевозможные модели внимания, его виды и зависимость от тех или иных факторов. В теории внимания существует на сегодняшний день множество гипотез, объясняющих физиологические основы данного явления. Так что же такое внимание, почему к его изучению научный интерес не угасает, и исследование данного вопроса ведется до сих пор?

Внимание как психический процесс

Данное понятие отражает избирательную направленность на объект психической деятельности человека. Его изменение влечет за собой смену степени отчетливости и ясности восприятия предмета. Проводя исследование внимания, психологи обозначили следующие основные его свойства.

  1. Объем. Этот показатель отвечает за количество объектов, одновременно удерживаемых в поле внимания. Он может зависеть от разных факторов. Это могут быть и генетические особенности человека, влияние его профессиональной деятельности, личный опыт другие причины.
  2. Концентрация. Способность человека сосредотачиваться на одном или нескольких объектах. Когда говорят о концентрации внимания, имеют в виду некоторую фокусировку человека на конкретном объекте. Чем меньше круг мыслительного сосредоточения, чем точнее признак, по которому определяют свойства объекта, тем выше уровень концентрации.
  3. Распределение. Свойство, обратное концентрации. В этом случае рассматривается фокусировка на нескольких процессах одновременно. С точки зрения физиологии это свойство происходит следующим образом: в коре головного мозга одновременно идет несколько процессов торможения (или возбуждения) отдельных центров. В результате достигается оптимальная деятельность нескольких нервных процессов.
  4. Устойчивость. Способность человека сосредотачиваться на одном объекте продолжительное время. Значительное влияние на это свойство оказывает интерес. Также на него влияет тип нервной системы, мотивация человека и его темперамент. Для улучшения показателей этого свойства объект должен менять свои характеристики (форму, цвет, запах и проч.). При неизменности этих показателей внимание притупляется.
  5. Переключение. В данном случае говорят о переносе фокуса внимания с одного объекта на другой. При этом содержание полученной информации не должно искажаться. Переключение должно быть быстрым и не зависящим от внешних воздействий. При таких показателях свойство переключения находится на высоком уровне развития.

Простая и понятная структура, изображающая свойства памяти

Теория Т. Рибо

Эмоциональная теория Рибо является одной из самых распространенных в психологической сфере. Его теорию принято считать психофизиологической, так как весь процесс внимания с психической точки зрения тесно связан с физиологическими проявлениями. В этом случае исследование сосредоточено на взаимосвязи получаемых человеком эмоций, ощущений и качественных состояний психического процесса. Рибо также выделял интеллектуальное внимание, способствующее увеличению кровоснабжения в мыслительных органах.

Согласно его теории сосредоточение психического процесса происходит за счет активизации мышечной деятельности, которая помогает сконцентрироваться на объекте и не дает сбиться фокусировке на нем. Ученый полагал, что все мышечные усилия направлены на поддержание внимания, а его расфокусировка свидетельствует об утомляемости мышц. Яркость эмоции или ощущения напрямую зависят от того, сколько мышечных усилий концентрирует человек на том или ином явлении! Модель внимания по Рибо иногда называют «моторной» из-за тесной связи психологических процессов и мышечной активности.

Ученые, разработавшие теории о внимании

Теория установки по Д.Н. Узнадзе

Теории внимания рассматривались и в отечественных школах психологии. Одной из них является теория Узнадзе о влиянии установки на психические процессы. Сама установка — это некоторое состояние подготовки, настроя на направленную деятельность. Если установки на выполнения действия нет, или человек находится в состоянии негативного настроя, то и концентрация внимания падает.

Например, находясь в импульсивном состоянии, человек может совершать необдуманные действия разрушительного характера. Совершенно очевидно, что ему неподвластны его психические процессы, он более подвержен эмоциям, чем целенаправленным и подготовленным действиям. Психические процессы по Узнадзе часто связывают с понятием объективации как процесса и результата локализации воспринимаемых образов в месте расположения источников информации.

Теория контроля действий (Гальперин)

Модели внимания могут опираться не только на эмоциональный компонент или на внутренние установки человека. Изучение внимания позволяет разложить данное определение на следующие пункты.

  1. Понятие внимания относится к ориентировочно-исследовательской деятельности. Это психологическое действие, направленное на содержание определенного объекта или явления.
  2. Основная функция – контроль этого содержания.
  3. В отличие от других действий, направленных на получения конечного результата, внимание, по мнению ученого, не ставит перед собой такой задачи, так как несет только функцию контроля за объектом или явлением.
  4. Контроль не всегда равен вниманию. Он оценивает действие, и не способствует улучшению отдельного акта деятельности.
  5. Для произвольного внимания характерны действия контроля по заранее заготовленному образцу или плану.
  6. Внимание и деятельность тесно связаны друг с другом. Для осуществления нового акта непроизвольного внимания необходимо создать новую схему или план контроля, который должен пройти «обкатку» произвольным вниманием. После получения положительного опыта внимание переходит в непроизвольное состояние.

Важность изучения внимания человека

Проблема внимания в психологии рассматривается и по сей день. Исследование этого феномена проводят ведущие ученые в области нейропсихологии и нейрофизиологии. Открытия в этой области привносят вклад и в другие науки, такие как: социология, педагогика, дидактика. Более глубокое изучение этого вопроса на практике может в будущем позволить человеку значительно увеличить производительность труда и повысить уровень его когнитивных навыков.

Автор статьи: Лапинская Людмила
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!