Значение памяти в жизни или основные её функции

Мозг человека

Отражение в памяти внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Образы вступают в связи между собой, закрепляются, сохраняются и воспроизводятся при возникновении необходимости. Без образов внешнего мира, было бы не возможным приобретение и накопление личного опыта.

В зависимости от особенностей деятельности человека память выполняет следующие функции: закрепление, сохранение и актуализацию материала. В свою очередь функции памяти рассматриваются как основания для выделения мнемических процессов. Основными мнемическими (происходящими в памяти) процессами являются кодирование, хранение, воспроизведение и забывание.

Кодирование и хранение информации

Кодирование – познавательный процесс, который начинается еще на этапе физического восприятия материала. Происходит это при участии сенсорной памяти человека. Затем обработанная информация перемещается в кратковременную память – психический процесс, выполняющий перегруппировку полученных сведений. После чего обработанные элементы отправляются в оперативную память – психический процесс, который выполняет их анализ и узнавание характеристик.

Хранение (архивизация) – познавательный процесс удержания и переработки закодированной информации. Он зависит от участия семантического или эпизодического видов памяти. Но чаще всего их работа выполняется в конгломерате. Семантическая память – психический процесс хранения понятий, собранных в течение жизни, как некоего алфавита, и правил, с помощью которых он оперирует понятиями. Благодаря этому виду памяти, мы знаем, что такое стул, стол, ваза. Но как связаны эти понятия в данный момент, в конкретном случае для отдельного человека, отражается в эпизодической памяти. Данный психический процесс можно сравнить с неким каркасом, на который накладываются картины нашей жизни.

Мозг - как великое создание

Эти два вида памяти человека дополняют друг друга и определяют способы организации хранения информации. Предпочитаемым способом архивизации оказывается тот, который соответствует материалу по сложности и другим особенностям. Начнем с вариантов организации хранения, которые, можно сказать, формируются извне. Один из них – пространственная организация. Подразумевает наличие «опорных точек» и связей в социальной жизни субъекта, с тем, что надо запомнить. Другим примером является линейная память, которую можно сравнить с линейной организацией нумерации и алфавита. Также и в памяти мы дни недели можем определять по их номеру, фамилии в телефонном справочнике находить по алфавиту, открывать нужную страницу книги.

Процесс хранения может быть организован и как бы «изнутри», когда значение памяти состоит в том, чтобы провести параллели с уже имеющейся информацией. Например, ассоциативная организация – это запоминание предметов, имеющих схожие признаки или характеристики. Товары – признак для продуктов питания, одежды, обуви. Части речи – характеристика для глаголов, существительных, прилагательных. Имена на букву «К» — признак, а собственно имена – есть предметы.

Считается, что наиболее оптимальным способом организации памяти является иерархический. Напоминает иерархию в классическом понимании: существует ранжирование уровней от главного к подчиненному и на каждом последующем уровне запоминаются все более конкретные характеристики. Например, в научной классификации существует следующая иерархия рангов от общего к частному: царство, тип, класс, отряд, семейство и т. д. Но в памяти не все так однозначно. Гораздо дольше люди анализируют факт, что «воробей — животное». А «воробей — птица» или «собака — животное», напротив, осознается очень просто. Связано это с привычностью данных понятий и с информацией, накопленной в эпизодической памяти, т. е. с нашим опытом.

Извлечение информации

Этот познавательный процесс рассматривают, как восстановление данных из памяти. Информация всегда воспроизводится в одной структуре с той, в составе которой запоминалась. Благодаря этому мы вспоминаем кто такой Эйнштейн, законы классической механики, любой знаменательный день своей жизни. В первом случае надо вспомнить, где жил ученый, в какой эпохе, каков его вклад в науку. Во втором, конкретные законы, среди множества запомненных. В третьем, наиболее яркие детали конкретного события. Одновременно с извлечением работает эпизодическая память, как раз этот психический процесс подключает к воспроизведению связанные события.

По «опорным точкам» и установленным связям, безусловно, проще восстановить информацию. Это характерно для человека любого возраста. Однако с возрастом извлечение материала происходит не всегда так просто. Часто пожилые люди, жалуясь на проблемы с памятью, связывают их с начинающимся склерозом. На самом же деле значение памяти здесь минимально, трудности вызывает сам процесс извлечения данных из нее. Способность к узнаванию при этом никак не страдает, поэтому позволяет более точно, чем извлечение определить объем памяти.

Мужчина пытается произвести в голове расчет

Забывание

Познавательный процесс, который состоит в отсутствии у человека возможности восстановить запомненную информацию, называется забыванием. Этот процесс является столь же важным, что и все предыдущие.

Существуют различные причины забывания. Среди них: низкий уровень организации материала, характер материала, степень новизны для человека, возраст, неиспользование материала. К этому списку можно добавить и неосознаваемые мотивы, и травмы головного мозга. К примеру, по причине сложности организации запоминания пожилые люди зачастую с трудом осваивают что-то новое.

Но забывание свойственно не только пожилым людям. Никто, за редким исключением, не в силах вспомнить, что с ним происходило в жизни за период от рождения до трех лет. Это связывают с тем, что у ребенка этого возраста отсутствуют как словарный запас, так и необходимый опыт жизни. Он не позиционирует себя как личность и не способен воспринимать свои действия по отношению к другим. Не происходит еще и распознавания понятий «сегодня», «завтра». Но, существуют такие способы как гипноз или лекарственные препараты, под воздействием которых человеку все-таки удается припоминать события раннего возраста.

Интерференция – еще одна из причин забывания, связанная с негативным влиянием информации, сопутствующей восприятию. Проактивная интерференция связана с событиями в жизни человека, произошедшими до запоминания материала. Так, студент, получивший плохие известия накануне подготовки к экзамену, не в состоянии будет подготовиться к нему хорошо. Ретроактивная интерференция устанавливает взаимосвязь между последовательно изучаемыми материалами, и если связь между ними сильная, или напротив очень слабая, то интерференция незначительно повлияет на качество запоминания. Но, если первый и второй материалы относительно похожи, то процесс кодирования первого будет страдать. Примером является изучение итальянского с последующим изучением французского языков. При этом неиспользование итальянского повышает вероятность его забывания.

Еще один вид забывания – мотивированное забывание или подавление. Возникает тогда, когда у человека появляется желание уйти от проблем. Это не случайный, а действительный процесс торможения следов в памяти, когда информация переносится в подсознание. Например, мы забываем подписать счет на оплату, выучить экзамен или явиться на встречу, связанную с негативными последствиями.

Трудно переоценить роль, которую память играет для человеческой деятельности. Ее можно охарактеризовать, как бесценный дар получать, накапливать и воспроизводить личный жизненный опыт. А без необходимого опыта, который человек непрерывно получает в течение своей жизни и деятельности, невозможно было бы адаптироваться к стремительно меняющимся событиям. Не будь у человека памяти — не было бы вместе с ней возможности нормально функционировать ни отдельной личности, ни целому обществу.

Автор статьи: Сюмакова Светлана
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!