4 процесса памяти человека

Процессы в голове

Памятью называется функция нервной системы и психики, представляющая собой способность к сохранению информации об окружающей среде и к воспроизведению её в дальнейшем. При этом нервная система, в основном центральная, обеспечивает надёжность хранения и использования этой информации. Функция включает следующие процессы памяти:

  1. запоминание;
  2. сохранение;
  3. воспроизведение:
    • узнавание;
    • вспоминание.
  4. забывание.

Рассмотрим подробно каждый из процессов.
Блок схема с процессами в памяти человека

Запоминание

После того, как мозг столкнулся с новой информацией, начинается запечатление элементов картины или ощущений, переживаний. Данные поступают в систему ассоциативных связей. В процессе запоминания самым важным фактором является наличие смысла в полученных данных.

Сознание производит работу, устанавливая связи между материалом и смыслом, увязывая всё содержание в одно целое. Запоминание, тем не менее, можно разделить на типы: осознанное, подчиненное цели или непроизвольное, то есть неосознанное.

Условия запоминания

  • При стабильном и свежем состоянии сознания, для чего надо быть отдохнувшим, как после здорового сна, процессы памяти включаются наиболее правильно.
  • Улучшить запоминание также может наличие ярких эмоций в событии. То есть, для того, чтобы хорошо запомнить, можно придать дополнительную окраску происходящему, если её в ситуации не достаточно.
  • Благоприятная, положительно настроенная обстановка. Устойчивое настроение с «позитивными нотками».
  • Наличие желания запоминать. Если этого не достаточно, можно попробовать освоить материал, обратив внимание на его начало и конец. После освоения этого минимума сознание само должно достроить промежуточные звенья и найти мотивацию в их последовательном освоении. Так у большинства книг имеются главы. Можно запомнить только цифру: сколько их? Затем память должна быть направлена на названия глав и нахождение в них интересного, то есть постепенно осваиваем смысл всего изложенного в книге. Важно обратить внимание на середину повествования: чем отличается начальная часть от конечной. А также выделить собственные трудности в освоении данного текста книги.

Схема запоминания информации

Организовав таким образом свою память, можно будет понять, что сознание снова и снова возвращается к материалу, пока не доведёт запоминание до надёжного и хорошего качества сохранения полученной информации, правильного её воспроизведения.

Сохранение информации памятью

Процесс хранения полученной информации состоит не только из количества и качества информационных накоплений, но и из самой возможности усвоения, переосмысливания, переработки. Например, процесс обучения формирует опыт, который предопределяет развитие собственного восприятия, возможности оценивать. С одной стороны это внутренние навыки, а с другой стороны используются не только мышление, но и речь.

Воспроизведение

Фрагменты полученной информации или опыта, могут быть представлены в виде таких элементов, как образы, чувства, а также навыки в виде движений. Узнавание объекта — один из видов воспроизведения, при котором ранее запечатленный образ сравнивается с объектом. Процессы памяти направлены на анализ сходств и различий. Такая функция может осуществляться как в произвольной форме, по инициативе запоминающего, так и непроизвольно, то есть без участия воли человека и усилий с его стороны.

Преодоление трудностей при воспроизведении представляет собой перечисление сознанием нужных частей и элементов, выбор требуемых в рамках поставленной цели. Если фрагменты не относятся к задаче воспроизведения копии события при вспоминании, то они временно забываются, выпадают из процесса — так восстанавливается усвоенный когда-то материал. Задачи точного копирования обычно не стоит, так как воспроизведение интегрируется в условия настоящего момента и адаптируется к этим новым условиям.

Забывание

В процессе запоминания появляется относительно лишняя информация, которая мешает организовать сознание для новых задач и процессов. Это противоречит принципу «свежести» сознания и стабильности восприятия. Если способность к воспроизведению или опознанию ранее воспринятого объекта утеряна, имеем дело с процессом забывания — заключительным циклом в работе памяти. Мы можем забыть не имеющие важного значения фрагменты информации. Так обеспечивается сохранение памяти в плане того, что относится к предметам первой необходимости или даже жизненно важным функциям.

Но не всегда забывание — благополучный и нужный сознанию процесс. Частичное забывание характеризуется невозможностью полного воспроизведения или наличие в нём ошибок. Полное забывание исключает любую возможность воспроизведения. Также к процессу забывания относятся временные характеристики: долговременное, то есть — длительное или кратковременное. Естественным образом сознание отфильтровывает полученные при запоминании данные либо из-за несоответствующего качества произошедшего процесса запоминания, либо из-за незначительности воспринятых фактов. Деловые люди считают обязательным записывать планы в ежедневник, чтобы облегчить процессы воспроизведения.

В период засыпания и самого сна сознание не настроено на обязательное запоминание. Во время сна, что является отдыхом организма по сути, происходит забывание неблагоприятных факторов, стирание негатива из памяти.

Но существует и патологическое расстройство памяти, сопровождающееся забыванием. Нужно делать профилактику стресса, соблюдать режим и хорошо высыпаться. Немаловажную роль играет питание, исключение вредных веществ, например злоупотребления кофе и чаем.

Исследование памяти

Научными исследованиями памяти занимался немецкий психолог Эббингауз. Используя метод эксперимента, он выделил вышеизложенный ряд процессов, сопровождающих работу памяти. Всё, что происходит в нейронах мозга и его коре, отображается в виде следа. Но прочность подобного отображения не одинакова. И это зависит не только от воли человека, но и происходит без усилия, самопроизвольно. Задача памяти — отделить главное от второстепенного, чтобы привести процессы мышления в соответствие с потребностями и интересами. Невозможно запомнить всё. Но на помощь приходит избирательность сознания при непроизвольном запоминании. Значительную роль в данных процессах играет отношение к окружению, среде обитания и наоборот — обстановка воздействует на память и сознание. Преднамеренные усилия памяти связаны с поставленной целью и её выполнением в процессе деятельности. Так для примера, при теоретическом обучении процесс запоминания сам представляет собой вид деятельности.

Диаграмма Эббингауза

При непроизвольном забывании иногда существует необходимость укрепления памяти. Нужно знать, по каким законам происходит забывание. В основе памяти лежит нейрофизиология. Все перечисленные процессы сопровождаются механизмом возбуждения связей между нейронами и торможения. Раздражитель должен быть значимым, в то время, как процесс возбуждения в коре обеспечивает правильное запечатление.

Существует генетическая память, то есть переданная по наследству. Инстинкты в первую очередь занимаются жизнедеятельностью. Нервные центры распоряжаются питанием — пищевые, регулируют агрессию и защитные реакции. Эмоции тоже часто осуществляются самопроизвольно, благодаря инстинктам. Импульсивность помогает определить вредные факторы в кратчайшие мгновения. Опыт подсознания сохраняет приобретенные на протяжении жизни автоматические навыки. Чувства приобретают смысл при реализации речевых функций.

Все это составляет довольно массивный объём информации долговременного характера. Важно организовать хранение данных, упорядочить методы этого хранения и способы извлечения. Например долговременное сохранение информации в памяти можно назвать статическим, а для оперативных процессов используются динамические способы. Наиболее надежно можно организовать процесс запоминания и исключить забывание, если усвоенный материал совпадает с текущей деятельностью, а не противоречит ей.

Как укрепить функцию памяти

Психолог Г. Эббингауз проводил эксперименты на предмет зависимости запоминания от процесса мышления. При запоминании типа заучивания мышление не должно влиять. Следовательно, такие обстоятельства обеспечивают «чистую» память. Была выведена диаграмма, согласно которой процесс забывания бессвязных слов идёт сначала быстро, в течение первых часов. А 35 % оставшихся впечатлений забываются на протяжении месяца. Вывод: для лучшего выучивания материала необходимо периодически повторять его.

Этим же ученым был сформулирован «Эффект края», когда при запоминании необходимо в первую очередь усвоить начало и конец.

Автор статьи: Кугушева Анна
(1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!