Параметры вашей памяти: хорошие или плохие?

Два дерева в виде людей

С древних времен людей интересовали свойства памяти. Один из греческих мифов рассказывает о реке Лета, которая находится на пути в царство мертвых. Ее воды, дарующие забвение, символизируют окончание, завершение. Умершие – значит, потерявшие память. В противовес, другой миф рассказывает о богине Мнемозине, матери всех муз. Она символизирует начало. К ней обращаются творческие люди в поисках вдохновения. Жить, развиваться, создавать – значит помнить. Этих двух мифов достаточно для того, чтобы оценить важность феномена, о котором пойдет речь.

Что такое память?

Память — сохранение, накопление и дальнейшее воспроизведение полученной информации в форме знаний или навыков.

С физиологической точки зрения память – одна из функций головного мозга. Каждое событие «записывается» определенными зонами. В качестве материальных носителей выступают нейроны. Блоку информации соответствуют свои нейронные связи, которые могут обновляться или изменяться при необходимости. Количество «носителей» в распоряжении мозга (а значит, объем информации) потрясающе: около 20 миллиардов клеток которые могут создать несколько миллиардов соединений.

С точки зрения психологии свойства памяти глубоко индивидуальны. Они зависят от врожденных способностей, воспитания, характера, возраста. Но каждый может и должен развиваться. Память это основа способности к познанию. Познавательный процесс не ограничивается отражением окружающего мира, он предполагает реорганизацию имеющихся знаний, а значит, предвидение и создание нового.

Ключевые характеристики

Память характеризуется такими параметрами, как объем, точность, скорость, длительность, прочность. Объем – характеристика, показывающая, сколько может быть усвоено информации. В среднем, человек задействует не более пяти процентов доступного ресурса. Этот показатель может быть увеличен.

Под точностью понимается количество запоминаемых незначительных деталей. Например, даты, детали одежды, интерьера, точные формулировки. Скорость запоминания, усвоения информации во многом врожденный показатель. Если целенаправленно заниматься его развитием, возрастут остальные характеристики. То же касается скорости воспроизведения. Чем быстрее мозг воспроизводит необходимую информацию, тем более эффективно используется накопленный опыт.

Следующий параметр, длительность хранения информации, зависит от ситуации и целей. Одни моменты вспоминаются годами, другие забываются сразу. То, сколько хранится информация, зависит от эмоционального фона усвоения. Это же правило действует в отношении других характеристик. Можно привести такой пример. Каждый день проезжая на автобусе один и тот же маршрут, вы вряд ли запомните, как выглядят деревья и здания за окном. Представьте теперь, что дверь случайно защемила вас, и транспорт поехал, не заметив этого. Образы, которые попадут в мозг в такой ситуации, запомнятся надолго, вплоть до мельчайших подробностей.

Запечатленные на пленке воспоминания

Виды памяти

По срокам активности память разделяют на кратковременную, оперативную и долговременную. Различие между ними в устойчивости связей, которые формируются в мозгу. Первая предназначена для ориентации в пространстве, время ее функционирования не более 30 секунд. Оперативная память предназначена для актуализации информации, необходимой при выполнении определенной задачи. Она функционирует столько, сколько этого требует данный вид деятельности.

Проверить объем оперативной памяти легко. Попросите продиктовать вам цифры в случайном порядке. Потом повторите услышанное. Задачу можно усложнить: сначала ответить на несколько любых вопросов, затем повторить последовательность. Начните с пяти цифр. Следующий набор будет состоять из шести, и так далее. В среднем человек в состоянии запомнить от семи до девяти цифр. Если вы дошли до двенадцати, это показатель очень высокой продуктивности оперативной памяти. Долговременная память – запоминание на длительное время. Как правило, мозг лучше усваивает информацию, в которой человек заинтересован.

По типу психической активности выделяют двигательную, словесно-логическую, образную и эмоциональную память. Первая является основой изучения любых действий. Особенно хорошо она развита у танцоров, спортсменов. Словесно-логическая направлена на фиксирование абстрактного материала, связанна с центром мозга, который отвечает за обработку логической информации. Она характеризуется высокой точностью воспроизведения. Образную память, или способность воспроизводить образный материал, разделяют на зрительную, слуховую, осязательную. Лучше всего она развита у детей и отступает на второе место с возрастом. Память на чувства это способность воспроизводить то или иное эмоциональное состояние.

Классификация памяти человека

Как улучшить память?

Хорошая память – обязательное условие обучения. Любая деятельность зависит от качества памяти. Существует множество методик, позволяющих улучшить качество и объем запоминаемого материала. Они основываются на особенностях этой функции мозга.

Переход информации из кратковременной сферы в долговременную связан с биохимическими процессами, для протекания которых необходимо минимум 30 минут. Качество усвоения напрямую связанно с количеством повторений, однако одного зазубривания мало. Логический анализ материала, его структурирование, визуализация, сравнение с чем-то знакомым делает процесс более эффективным, позволяет освоить больший объем. Можно разбить информацию на блоки, каждый из которых разместить в определенном месте воображаемого, или нарисованного «футбольного поля» (можно придумать свой вариант). Помогает ассоциация ключевых тезисов с какими-нибудь зрительными или звуковыми образами. Визуализация особенно хороша при запоминании цифр – достаточно расположить их в виде картинки, которая будет ассоциироваться с нужным событием. Обобщив, можно сказать, что основа этих методов лежит в наполнении новой и пока чуждой информации содержанием, основанным на прошлом опыте.

Тренировать память нужно всегда. Когда прекращается освоение новых знаний, эта функция слабеет. Для тренировок, как и для улучшения, необходимо каждый день что-то изучать – несколько иностранных слов, стих. Развитая память помогает в занятиях творчеством, делает жизнь более насыщенной и осмысленной, а мышление острым.

Автор статьи: Лаухина Екатерина
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!