Свойства нашего внимания

Девушка концентрируется

Активная жизнь человека в общественно-социальной среде сопровождается разнообразными событиями, взрывами новейших достижений и безостановочно требует дополнительных знаний. Человек осознанно отбирает полезные сведения из нескончаемого потока информации. Внимание — важнейшая часть познавательной деятельности человека.

Психологические свойства

Внимание является одним из видов психической деятельности, отражающей определенный объект, в задачу которой входит предохранить мозг от ненужных сведений путем отбора только полезной и актуальной информации. Концентрация внимания — удачное приобретение в ходе эволюции человека. Его трактовка по сей день среди психологов происходит неоднозначно, а отсутствие единства мнений образует сущность самого психического процесса.

Внимание и его психологические свойства подробно изучены и в медицинской практике существуют рекомендации по коррекции отклонений в этих свойствах. Есть основания данное явление отнести к сквозному процессу, сопровождающему другие виды деятельности: память, эмоции, мышление. Вместе с тем, оно имеет характерные стабильные особенности, свидетельствующие о высоком уровне самостоятельности этого психического состояния.

Основные свойства и их характеристика

В зависимости от рода явлений и событий данная сфера психической деятельности наделена множеством свойств, при этом уровень качества внимания неодинаковый. В общепринятой классификации основные свойства внимания, присутствующие постоянно, в разных ситуациях доминируют неодинаково.

Мозг, нарисованный карандашом

Что сопровождает новые впечатления?

Концентрация внимания – повышенная заинтересованность объектом, прорисовывание его доскональности при сужении границ наблюдения. Заострение созерцания на предмете означает не просто исключительное задержание объекта в поле зрения на первом плане, но и изоляция его от соседних предметов, не связанных с ним во время наблюдения. Концентрация интереса на объекте наступает тогда, когда мозг объединяет синхронно интенсивность и узость наблюдения.

Устойчивость внимания – продолжительность временного отрезка на мобилизацию интереса к конкретному предмету или к конкретной проблеме. Устойчивость внимания делает человека внимательным, в свою очередь это работает на глубину знания предмета или задачи. Устойчивое внимание дает человеку дополнительные ресурсы изучать предметы в деталях.

В те моменты, когда мозг погружает человека в затянувшееся созерцание какого-нибудь мелкого предмета, его взор попеременно охватывает части и стороны этого предмета и беспрестанно возобновляется интерес к нему. Устойчивость внимания создается множеством факторов, среди них такие:

  • индивидуальные физиологические характерные черты личности;
  • психическое самочувствие (спокойное-возбужденное и т. п.);
  • мотивация (есть-нет интереса к предмету, первостепенность для человека);
  • внешние события при исполнении деятельности.

Коллега полностью сконцентрирован на проверке работы

Перечисленные основные свойства внимания, не важно будь то концентрация внимания или устойчивость, очень важны в начале обучения человека. На практике часто встречаемые трудности в обучении младшеклассников состоят в опозданиях на уроки, в беспрестанных отвлечениях на уроках (играет, разговаривает, ест, прячется под партой), в невнимательности и рассеянности и пр. Подобная феноменология трудностей свидетельствуют о том, что такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, находятся на очень низком уровне развития.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания направлена на устранение растянутого периода врабатываемости, на повышение уровня сосредоточенности, на выработку стабильного уровня и ликвидацию резких колебаний внимания. Профессиональное применение методики акцентирует мозг на развитии этих свойств.

Как одновременно выполняются несколько действий?

Объем внимания определяет сумму объектов, в направлении которых распределен и сосредоточен акт познания в доли секунды. В один миг мозг человека способен охватить и распознать 4 — 6 экземпляров.

Объем внимания не является постоянной константой, она подчиняется связи вещи, которая находится в фокусе идентификации, с умением логично структурировать информацию. На объем внимания, несомненно, влияет уровень интеллектуального развития личности. От багажа знаний, широты кругозора, многосторонних интересов зависит объем внимания, в который одновременно мозг человека допускает галерею разнородных фактов.

Объем внимания, определяемый экспериментально, имеет сходство с кратковременным запоминанием, что дает некоторое основание делать их идентичными процессами. При более подробном разборе этих двух свойств-феноменов выявлена тесная связь между ними: количество предметов, способных без труда удержаться под непосредственным наблюдением, увеличивается при хорошем кратковременном запоминании.

Сосредоточенность выражается в максимальной централизации интереса на объекте с намерением располагать о нем достаточно большими сведениями и резким повышением качества внимания.

Распределение внимания свойственно человеку в моменты наиболее напряженной деятельности, когда одновременное скопление нескольких неоднородных предметов должно быть под контролем. Примером, в котором распределение внимания является чрезвычайно необходимым, служит работа водителя автомобиля в городских условиях. Распределение внимания на пути движения транспорта является условием выживания самого водителя и множества персон, пересекающихся с ним на его маршруте.

Упомянутые выше особенности процесса имеют разнонаправленный характер, но мозг способен активизировать каждое из них в нужное время.

Что происходит при постановке новой цели?

Переключаемость определяется естественным переходом от какой-нибудь одной работы к другой или безболезненной сменой интереса с одного предмета на другой. Хорошая переключаемость не создает смятения или растерянности, решение задачи, на которую произошло переключение, идет быстро и успешно.

Эффективными упражнениями для развития личности являются те, где используется переключаемость. Когда мозг умеет быстро переключаться с субъекта интереса на другой субъект, то это говорит о наличии нужного качества — гибкости внимания. Благодаря ей создается возможность включаться двум несовместимым актам: включению-отвлечению.

Предметность внимания заключается в способности сделать упор на известную серию знаков согласно заданной задаче, личной заинтересованности, степени важности выделяемых знаков. «Просто так» внимательным человек быть не может. Фраза : «Будьте внимательны!» является расплывчатой, не привлекает интереса человека к определенному предмету или явлению. Присутствие реального или виртуального предмета (явления) обязательно для формирования этого свойства.

Интересно, что свойства внимания в большинстве случаях могут не подкреплять друг друга, имеют большую самостоятельность в проявлениях. Например, высокая устойчивость и концентрация внимания может иметь место на фоне слабого распределения.

Автор статьи: Лаухина Екатерина
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!