Познакомимся с типами человеческой памяти

Девушка задумалась

Древние философы и учёные считали, что память человека подобна покрытой воском дощечке для письма. Именно так объясняли забывчивость: новые впечатления жизни постепенно затирали следы прежних событий. Современная наука изучает человеческую способность хранить информацию со всех сторон: исследуются типы памяти, её свойства, проблемы и многое другое. Самый большой интерес к этому явлению отмечается в психологии и медицине.

Запомнили и тут же забыли

Одна из классификаций основана на длине промежутков времени, в течение которых сохраняется информация. При этом выделяют пять типов памяти.

  1. Мгновенный. Информация хранится буквально доли секунды, в момент получения того или иного впечатления. Человек, которого перебили на середине фразы, часто потом не может вспомнить, о чём он говорил. Всё просто – мгновенная память переключилась на новый предмет вслед за вниманием.
  2. Кратковременный. Этот тип памяти позволяет настроиться на получение или передачу информации и не потерять «цепь событий».
  3. Оперативный. Относится также к волевому типу памяти (об этом ниже). Работает в том случае, когда информация нужна лишь на определённый срок. Самый простой случай – когда просят перезвонить «минут через пять».
  4. Долговременный. Основной и наиболее востребованный тип памяти, которым большинство из нас пользуется всю сознательную жизнь. Все прочные знания и умения человека относятся именно к долговременному запоминанию. При этом в долговременную память необязательно попадают по-настоящему нужные знания. Например, услышав какую-нибудь песню из нашего детства, мы можем вспомнить её слова. И неважно, хочется нам этого или нет.
  5. Генетический. Об этом пункте классификации ведутся наиболее активные споры. Генотип человека исследован не до конца. Как именно наш мозг хранит «память предков», учёным ещё предстоит выяснить.

Воля и неволя

Здесь всё довольно просто: бывает произвольная и непроизвольная память. Вся зубрёжка, которая преследует многих с детского сада и порой до самой пенсии – это волевое запоминание. Информация часто носит оперативный характер и со временем забывается за ненадобностью. В то же время именно волевые усилия формируют информацию для долговременного хранения.

Непроизвольное запоминание часто связано с сильными и яркими впечатлениями. Нередко этим процессом руководит подсознание. Оно же способно сыграть злую шутку и спровоцировать забывание информации, даже нужной. Это явление пристально изучается в различных областях психологии.

Психическая активность

Советский учёный Павел Петрович Блонский предложил свою «памятную» классификацию. Типы памяти Блонский основал на этапах развития и становления человека и связанной с ними психической активности. Двигательная память (она же моторная) развивается первой и необходима на протяжении почти всей жизни. Как правило, человек не может разучиться писать, ездить на велосипеде, шить, строгать и так далее. Только серьёзные органические поражения головного мозга и нервной системы порой приводят к двигательной «забывчивости».

Эмоциональная память базируется на чувствах человека. Именно благодаря ей мы помним не только события жизни, но и все связанные с ними переживания: радость встречи, страх экзамена или неприятного разговора, сожаление о совершённых проступках и так далее. При этом психологии приходится решать немало проблем, связанных именно с эмоциональной стороной памяти.

Образная память базируется на пяти основных чувствах. Зрение, обоняние, осязание, вкус и слух формируют свои «памятные» подкатегории, которые объединены в один тип. Пять основных чувств редко бывают одинаково развиты. Поэтому многие жалуются, что плохо воспринимают информацию на слух, зато прекрасно помнят всё, что увидели. Музыкант, забыв сложный музыкальный пассаж, вполне способен воспроизвести его по слуху. А свой «вкус детства» есть почти у каждого. Чувственные типы памяти особенно важны для развития ребёнка.

Органы чувств в соответствии с типами получаемой информации

И, наконец, есть словесно-логическая память, которая характерна лишь для человека с его речью и умением рассуждать. Есть мнение, что детские воспоминания подобны кратким вспышкам именно потому, что ребёнок ещё не в состоянии выразить переживания словами. Здесь есть и свои курьёзы. Многие люди способны легко выучить наизусть какой-либо текст (отличная словесная память), но при этом совершенно не в силах пересказать содержание своими словами. И наоборот, есть прекрасные рассказчики, которые не могут вспомнить дословно даже несложные стихи – у таких людей преобладает логика.

Автор статьи: Лапинская Людмила
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!