Процессы забывания с научной точки зрения

prichina-zabivaniia

В науке называемой психологией существуют термины, которые определяют важные мыслительные и психические процессы. Одним из таких процессов является забывание. В повседневной жизни его путают с забывчивостью. Процесс несет обычно отрицательную нагрузку, однако, это далеко не то же самое — так как сравнивать их нельзя. Процесс этот необходим, чтобы наш мозг мог правильно функционировать и работать, ведь перегрузка памяти чревата отрицательными последствиями, поэтому наряду с процессом запоминания параллельно происходит и процесс забывания.

Эббингауз о забывании

Немецкий психолог Герман Эббингауз в XIX веке открыл закономерность, с которой человек забывает. Согласно Эббингаузу это процесс, поддающийся определенному закону. Психолог выяснил это благодаря экспериментам, которые проводил всю свою жизнь. Кривая забывания Эббингауза и сейчас используется в современной психологии.

График закона забывания по Эббингаузу

В ходе эксперимента выяснилось, что лучше всего человек запоминает информацию или материал, который находится в начале и конце. Психолог экспериментировал с набором бессмысленных слов и отрывками из художественных произведений. И он пришел к выводу, что осмысленная информация удерживается в памяти дольше и запоминается лучше, чем материал, не несущий никакой смысловой нагрузки.

Процесс, зависящий от характера информации и действий человека

Мы теряем способность воспроизводить и вспоминать усвоенную нами когда-то информацию — характер такой потери может быть мгновенный, но кривая эксперимента говорит, что он может идти и постепенно. Факторы, влияющие на забывание, совершенно различны (с одной стороны они зависят от качества, объема информации, с другой — от действий самого запоминающего):

  1. характер и содержание полученной информации (кривая забывания показывает, что бессмыслица забывается почти мгновенно);
  2. объем;
  3. частота использования полученной информации (чем чаще нам нужны определенные данные, тем лучше мы запоминаем);
  4. эмоциональность (отрицательные события, факты обычно более весомы и важны, чем положительные).

Причины забывания (о последних в психологии единого мнения нет — теории забывания разные, основанные на различных причинах):

  1. Отсутствие подкрепления информации. В психологии процесс носит названия угасания навыка.
  2. Вытеснение (такого мнения придерживаются некоторые направления психотерапии, например, психоанализ — согласно психоаналитической теории, это результат работы защитных механизмов человека, которые стремятся оградить его личность от плохих воспоминаний, представляющих угрозу для психического состояния).
  3. Согласно когнитивному подходу, причины забывания и процесс механизма зависят от вида памяти. Те, кто поддерживают эту теорию, выделяют три вида:
    • очень непродолжительная (сенсорно-информационная, материал забывается почти тут же, впоследствии быстрых процессов нервного распада);
    • кратковременная (ограниченная, объем запоминаемого зависит от повторения последнего);
    • долговременная (почти ничем не ограничена).

Прочитанный материал начинает забываться уже практически сразу после чтения. Кривая забывания, которую выстроил Эббингауз в ходе своих многочисленных экспериментов, свидетельствует, что процесс идет неравномерно. Механически заученная информация забывается в течение первого дня (человек теряет около 50 процентов материала), потом процесс этот замедляется. Спустя неделю он практически прекращается. К концу месяца у человека в памяти, согласно теории забывания, остается только пятая часть полученного месяц назад материала.

Мама повторяет с ребенком ранее заученное

Осмысленность и повторение против забывания

Законы забывания, согласно экспериментам Эббингауза, свидетельствуют об обратных действиях, которые способствуют запоминанию материала. Ранее мы говорили, что информация без подкрепления (бессмыслица, негодная, пустая, материал, которые ни разу не пригодился) забудется быстрее, чем та, что несла смысловую или эмоциональную нагрузку для человека. Так же большие объемы материала не способствуют быстрому запоминанию.

Получаемый материал и процессы забывания и запоминания очень похожи на процесс принятия пищи. Тщательно разжеванная пища, принятая небольшими порциями, осмысленно и не спеша, встроится в ткани организма эффективнее, чем наспех проглоченных кусок, который еще и имеет привычку застревать поперек горла.

Человек, «поглощающий» информацию осмысленную, забывает иначе — медленнее. Если заученный материал периодически повторять, он усвоится еще лучше, а забывание практически прекратиться.

Очень интересным феноменом является закон реминисценции. Это явление, ещё мало изученное в психологии — самопроизвольное внезапное восстановление забытых фактов, событий в памяти индивида. Как и по каким причинам оно происходит ещё неясно.

Автор статьи: Сазонов Михаил
(3 голосов, средний: 4,67 из 5)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!