Что нужно знать и помнить о запоминании информации?

Запоминание данных

Наш мозг – невероятно сложный механизм, который отвечает за выполнение различных задач. По сути, это биологический компьютер, в котором происходят различные физиологические и психологические процессы, например, память. Большинство людей путают или взаимозаменяют понятия из общей психологии «память» и «запоминание». Тем не менее, это ошибочное мнение. Запоминание информации – это запечатление определенного материала, если продолжать аналогию с компьютером, то это записывание информации на жесткий диск. Именно этому свойству памяти посвящена данная статья.

Виды запоминания

В психологии классифицируют несколько видов запечатления информации. В основном, различают произвольное и непроизвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание, которое подразумевает усвоение бессознательно поставленной цели, является исходной формой. Неосознанно запоминаются объекты окружающей среды, факторы, влияющие на повседневную жизнь, содержание книг, прочтенных без учебной цели, основной смысл фильмов и тому подобное. Тем не менее, данный вид запоминания селективен: лучше запоминается то, что связано с увлечениями и деятельностью человека.

Произвольное запоминание отличается тем, что субъект имеет установленную цель запомнить что-либо, и для этого он применяет особые методы. Очень часто во время обучения это осуществляется путем многократного повторения, то есть заучивания.

Классификация основных видов памяти

В психологии также выделяют следующие виды преднамеренного запоминания:

  • механическое – зазубривание без осмысления;
  • ассоциативное – подборка различных ассоциаций для успешного запоминания;
  • аналитическое – наиболее эффективный метод, поскольку подключается мышление, заучиваемый материал подвергается анализу, человек делает выводы, соглашается либо не соглашается с полученной информацией.

Заданная цель – запомнить – имеет большую значимость, обуславливая собой процессы памяти. Если предоставить другие равные факторы, влияющие на фиксирование информации в памяти, будет очевидно, что произвольное запоминание намного эффективней непроизвольного. Большинство из того, что происходит в жизни много раз, не запоминается, если нет задачи запомнить. И наряду с этим, если целенаправленно выполнять все необходимые факторы для заучивания, то оно протекает со сравнительно большим успехом и является довольно прочным.
С младенчества процесс формирования памяти ребенка движется по разным направлениям:

  • логическая память постепенно дополняет и замещает механическое запоминание;
  • вследствие с осознанно активным применением различных методов и приемов, непринужденное запоминание переходит в опосредованное;
  • непроизвольное запоминание, которое преобладает в детстве, с возрастом становится произвольным.

Главные условия для успешного запоминания

Искусство запоминания не является врожденным даром. Внимание, повторение и ассоциация – три основных фактора, влияющих на эффективность запоминания.

3 фактора эффективности запоминания

Для формирования памяти необходимо изучать материал с особым вниманием. В процессе изучения какой-либо науки важно соблюдать правило плавного перехода от старого к новому. Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию.

Известно, что повторение материала оставляет более глубокий отпечаток в памяти. Однако механическое запоминание без всяческого осмысления будет бесполезным, поскольку такая информация вскоре забудется. Также необходимо периодически повторять изученный материал для закрепления знаний в памяти. Следует учесть, что повторение через большие интервалы времени бесполезно, поэтому нужно повторять материал спустя короткий промежуток времени.

Секрет безупречной памяти состоит в том, чтобы создавать разнообразные и бесчисленные ассоциации с тем материалом, который необходимо запомнить. Учебный материал, который изучается постепенно, связанный ассоциациями с другими явлениями и многократно подвергавшийся обсуждению, с легкостью воссоздается и сохраняется на долгое время в памяти.

Существует еще одно существенное практическое правило: все, что изучается медленно, сохраняется в памяти долго, а то, что штудируется быстро, стремительно удаляется из сознания. Наиболее очевидным примером является то, как студенты перед экзаменами заучивают билеты, а после экзамена скоро забывают изученный материал. Время, отведенное для заучивания важно, так как осваиваемые знания успевают вступить в ассоциативные связи, и этим определяется их более длительное нахождение в сознании.

Проблемы с запоминанием

Некоторые факты о запоминании

Искусство запоминания является в определенной мере трудом. Однако существуют определенные условия успешного запоминания. Давайте рассмотрим некоторые закономерности запоминания.

  • Тривиальные события в жизни, производящие особенно яркое впечатление, запоминаются сразу прочно и надолго, и спустя долгие годы сохраняются в сознании отчетливо и ясно.
  • События, которые не производят яркого впечатления, даже если они повторяются неоднократно, запомнятся частично или не запомнятся вообще.
  • Существует понятие «эффект края», при котором лучше воссоздаются начало и окончание запоминаемого ряда.
  • Число повторений, которые нужны для заучивания наизусть, может быть сокращено, в случае усиленного внимания к запоминаемому материалу. Однако, отсутствие определенного внимания невозможно возместить увеличением количества повторений.
  • Запомнится без особых усилий тот материал, которым индивид особенно интересуется. Во взрослые годы эта закономерность проявляется более ясно.
  • Необыкновенные, удивительные, особенные впечатления фиксируются лучше, чем часто встречающиеся и обыкновенные.
  • Всякий новый опыт, полученный человеком, не останется в его памяти изолированным. Вступая в ассоциативную связь с другими впечатлениями, он может в каком-то виде измениться или повлиять на них.

Итак, процессор, находящийся в голове у человека – немыслимо сложное устройство, выполняющее различные задачи. Одну из таких задач мы попробовали осветить в данной статье. Выполнение определенных условий, осмысление полученной информации, переплетение ее в логические сети, а также повторение изученного сулят успех в фиксировании необходимых знаний в памяти.

Автор статьи: Кугушева Анна
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!