Памятью называют свойственный всем высшим животным комплекс процессов, включающих запоминание, сохранение и воспроизведение знаний и навыков. Память человека сохраняет и воспроизводит индивидуальный жизненный опыт и включает помимо навыков и знаний образы, мысли и эмоции. Давайте же разберемся что такое память, почему она относится к сложным психическим процессам и как её увеличивать с максимальной эффективностью.
Это определение с физиологической точки зрения основано на процессах возникновения, сохранения и возобновления нервных связей. Возникающие в коре больших полушарий связи отражают объективно существующие в действительности отношения между явлениями. Такая связь может быть:
- временной;
- пространственной;
- структурной;
- причинно-следственной и т. д.
Психофизиология памяти рассматривает запоминание как установление таких ассоциативных связей (например, дата события связывается с его содержанием), а основой их образования становится условный рефлекс. И.П. Павлов считал, что временные нервные (ассоциативные) связи – явление, универсальное для всего животного мира. Структурно-функциональные изменения в нервной системе приводят к образованию физических привычек или следов памяти (энграмм), появившихся благодаря повторяющемуся воздействию раздражителя.
Важно помнить, что присутствующую во всех аспектах человеческой жизни память психология определяет в виде различных форм и на разных уровнях существования людей.
Виды и формы памяти
Память одно из важнейших свойств бытия — врожденное поведение любого живого организма основано на генетическом сохранении, проявляющейся в виде инстинктов и безусловных рефлексов, а приобретать и использовать индивидуальный опыт помогает характеристика памяти, развивающаяся благодаря научению.
Классификация по простым механизмам
Простыми механизмами научения являются:
- привыкание, проявляющееся в постепенном снижении реакции на вторичные предъявления раздражителя;
- сенситизация, проявляющаяся в уменьшении порога при повторных предъявлениях раздражителя;
- условный рефлекс.
Самая простая форма запоминания, хранения и воспроизведения информации – узнавание уже воспринимавшихся раньше объектов, основанное на сопоставлении признаков данного предмета с энграммами. Эти следы считаются эталоном, по которому можно опознать воспринимаемый объект. Выделяют узнавание:
- индивидуальное (узнается конкретный вторично предъявленный предмет);
- родовое (узнавание нового предмета благодаря соотнесению с каким-то определенным классом предметов). Его сложная форма – объект не предъявлен, а воспроизводится в воображении.
Может быть произвольным и непроизвольным.
Классификация по сложным механизмам
К сложным видам, запечатлевшим разные стороны индивидуального опыта, относится память:
- Модально-специфическая. Основана на работе анализаторов — поэтому разделяется на зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и двигательную, и в различной степени развита у индивидуумов (двигательная характерна для гимнастов, слуховая – для музыкантов и так далее). То есть память человека во многом зависит от доминирующего анализатора и профессиональной деятельности;
- Образная. Этот вид сочетает запечатление картин окружающего мира, синтез модально-специфических сигналов и их воспроизведение. Благодаря этому синтезу создается и фиксируется сложный образ. Главная характеристика памяти этого вида – спонтанность и гибкость, обеспечивающая длительное хранение энграммы;
- Эмоциональная, сохраняющая и воспроизводящая эмоционально окрашенные переживания — фиксируются непроизвольно и моментально, пополняя подсознание человека. Воспоминания воспроизводятся непроизвольно как под воздействием раздражителя, так и в его отсутствие;
- Словесно-логическая. Фиксирует символы и сигналы в виде слов, относящиеся к внешнему миру и внутренним переживаниям.
Психофизиология памяти отмечает разницу в эффективности усвоения, хранения и воспроизведения между образной, эмоциональной и семантической (словесно-логической) памятью. С морфологической точки зрения основа эмоциональной и образной памяти — нейрональные сети, состоящие из расположенных в разных отделах мозга нейронных звеньев. Выпадение отдельных звеньев не нарушает структуру сети, поэтому материал фиксируется в большом объеме и легко воспроизводится. Семантическая память человека основана на цепочке последовательно соединенных звеньев, поэтому утрата даже одного элемента разрушает всю цепь и в результате невозможно вспомнить определенный объем информации.
Временная классификация памяти
Рассматривая, что такое память с точки зрения длительности закрепления и хранения, выделяют:
- Сенсорную или иконическую. Фиксирует информацию, возникающую в результате воздействия на органы чувств разнообразных стимулов. Данные сохраняются после прекращения воздействия около 4 сек., а объем составляет 12 — 20 элементов.
- Оперативную или кратковременную. Здесь на протяжении приблизительно 12 сек. сохраняется информация, поступившая из сенсорной памяти. Данный вид позволяет людям воспроизводить данные без повторения через короткий промежуток времени. Определение памяти как исчисляемой величины принадлежит Джорджу Миллеру, который экспериментальным путем установил, что объем кратковременной памяти составляет 7 ± 2 элемента. По сегодняшним оценкам этот объем ниже – 4-5 элементов, а увеличить количество запоминаемых знаков помогает группировка объектов и развитие памяти.
- Декларативную (пропозиционную, семантическую или долговременную). Характеристика памяти этого вида включает семантическую кодировку информации, большой объем и потенциально бесконечную длительность хранения. В долговременную память информация поступает из оперативной благодаря повторению.
Наличие в нервной системе энграмм не является гарантией их воспроизведения, и это правило касается как врожденных, так и приобретенных навыков, условных рефлексов и поведенческих стереотипов. Ученые, рассматривая память с точки зрения воспроизведения информации, выделили:
- Активную память как совокупность актуализированных энграмм (как только что образованных, так и старых). Актуализация энграммы происходит спонтанно либо благодаря воздействию внешних и внутренних факторов.
- Пассивную — неготовую в настоящий момент к непосредственному воспроизведению.
Психология памяти связывает актуализацию старых энграмм с модулирующими системами мозга, которые контролируют уровень эмоционального напряжения, внимания и бодрствования. Актуализированные старые энграммы, использующиеся для различных целенаправленных действий, определяются как рабочая (оперативная) память человека.
Развитие памяти
Развитие памяти у человека начинается с рождения – если младенец до 3 — 4 месяцев не в состоянии удерживать образ воспринятого предмета дольше секунды, то после 4 месяцев длительность хранения информации увеличивается. В этом частично замешаны познавательные процессы. К году память ребенка способна фиксировать существующие между явлениями или предметами объективные связи и удерживать информацию в долговременной памяти детей.
Все процессы психики тесно взаимосвязаны, поэтому организация запоминания влияет на удержание информации, а качество сохранения сказывается на воспроизведении.
Запоминание может выглядеть как импринтинг (мгновенное запечатление информации). Подобные состояния возникают на пике эмоционального напряжения, вот почему данный механизм больше свойственен эмоциональной и образной памяти. При этом многократное повторение одного и того же стимула вызывает запечатление даже при отсутствии установки на запоминание.
Развитие памяти связано с желанием сохранить информацию и характерно для произвольного запоминания. Выделяется запоминание:
- механическое;
- логическое;
- дословное;
- смысловое.
Познавательные процессы памяти, как одного из величайших свойств бытия, лучше происходят при самостоятельном поиске материала и преодолении препятствий – информация, данная в готовом виде, усваивается в меньшей степени. Помогает также структурирование информации и ассоциативные связи.