Поговорим о диагностике памяти и не только

Девочка и книги

Память – накопление, хранение и воспроизведение информации. На эту функцию психики опираются познавательные процессы. Память и способность к нестандартному ее использованию (ассоциативное мышление) делает нас людьми. Именно поэтому активно развивается диагностика памяти — область психологии, цель которого определение уровня способности к запоминанию, его повышение, а также изучение природы памяти и возможных нарушений.

Характеристики памяти, ее исследование

Память индивидуальна, ее параметры отличаются большим диапазоном. Сложно дать определение «хорошей» или «плохой» памяти. В разных ситуациях воспоминания могут становиться четче, или, наоборот, стираться. Память различается по способам сбора информации, скорости, точности, длительности и объему запоминаемого. Исследование памяти предполагает анализ этих показателей. Методы удержания членов ряда, антиципации, заучивания, сбережения считаются классикой.

Техника заучивания: испытуемому предлагают последовательность элементов, который необходимо полностью усвоить. Показатель – количество повторений, которое нужно для выполнения задания. Число проб сопоставляется с суммой правильных ответов в каждой попытке. Полученный график отражает способность к обучению.

Метод антиципации предлагает испытуемому усвоить элементы, сгруппированные в смысловые последовательности. Первый символ в каждом ряде отражает всю структуру, служит своего рода «напоминанием». В остальном условия те же, как и в первом тесте. Итоговые показатели: время, количество повторений, число ошибок в каждой попытке. В результате их сопоставления получают коэффициент воспроизведения.

Метод сбережения — проверка памяти на объем и динамику изменения. Материал заучивается в несколько этапов до полного усвоения. Оценивается время, количество ошибок и объем.

Метод удержанных членов ряда предлагает испытуемому заполнить смысловую последовательность и воспроизвести все, что запомнилось. Оценивается число правильно запомненных элементов и их содержание. Этот метод используют для определения доминирующих типов памяти. Для измерения объема кратковременной памяти человеку предлагают ряд элементов, который он должен воспроизвести. После каждого успешного повтора длина ряда увеличивается на единицу. Как правило, максимум — 12 элементов.

Дети проходят тесты

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для борьбы с нарушениями функций памяти наши читатели используют натуральный препарат Хэдбустер. Препарат улучшает работу мозга, способствует восстановлению и укреплению памяти, помогает ускорить процесс мышления, улучшает координацию.

Читать о том, как улучшить память и работу мозга всего за 1 курс...

Методов исследования разработано немало. Материал и интервал между запоминанием и воспроизведением изменяются. Проверяются разные способы усвоения информации и его воспроизведения, добиваясь более точных результатов. Главная цель методик не в измерении характеристик, а в выявлении возможных проблем и коррекции памяти.

Закономерности памяти

Как показывают исследования, в повседневной жизни преобладает два вида памяти: кратковременная и долговременная. Понимание их взаимодействия важно для исследования и проверки памяти и коррекции возможных проблем.

Объем кратковременной невелик. При его превышении новая информация «замещает» старую (поэтому, если пытаетесь запомнить много имен подряд, в памяти останутся лишь последние). Долговременная наполняется информацией, которая была «отсортирована» кратковременной, причем только 5-10 единиц в течение короткого времени (около 10 секунд).

Простая схема запоминания информации

Если предложить человеку запомнить 5 цифр, он легко сможет их повторить через 10 секунд. Но стоит только попросить перед воспроизведением посчитать от 12 до 1, цифры сразу исчезнут из памяти. Причина: время хранения информации превышена, а считая, нельзя воспроизводить комбинацию про себя. Увеличить показатели можно многократным повторением.

Проблемы с памятью обусловлены именно этими особенностями: сложности вызывает выведение информации из долговременной памяти человека, припоминание. Например, когда он не может вспомнить, выключил ли утюг; не в состоянии описать предмет, который видит каждый день, забывает то, что знал. Таким образом, информация присутствует, но воспользоваться ею не получается. Это явление обусловлено следующими факторами: временем, ситуацией, способом запоминания. Информация, заученная механически, забывается быстрее, чем осмысленная. Помогает вспомнить подбор ассоциаций или воспроизведение последовательности действий. Для оптимизации этого процесса применяется коррекция памяти.

Как улучшить запоминание?

Память тренируют так же, как мышцы. Существует множество различных способов, в основе которых лежит привлечение дополнительного внимания к информации. Например, путем построения смысловых ассоциаций между несвязанными элементами. Запомнить материал большого объема помогает кодирование (зрительное или вербальное, в зависимости от типа мышления). Это когда каждый элемент ассоциируется со знакомым изображением (сочетанием звуков). Идеальный вариант – перегруппировка или переработка частей. Подходит для больших текстовых материалов.

Проверка памяти и её развитие предполагают регулярные упражнения на запоминание разных элементов (слов, чисел). Полезно составлять ассоциации или комбинировать слова. Хорошо сказывается разучивание стихов. Главное – занятия должны носить систематический характер. Запоминайте все (сколько ступенек на лестнице, деревьев перед домом), старайтесь вспомнить лица людей, который встречали. Потом проверяйте и поправляйте себя. Результат вас удивит.

Автор статьи: Сюмакова Светлана
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!