Поговорим о диагностике памяти и не только

Девочка и книги

Память – накопление, хранение и воспроизведение знаний. На эту функцию психики опираются познавательные процессы. Память и способность к нестандартному ее использованию (ассоциативное мышление) делает нас людьми. Именно поэтому активно развивается такой раздел психологии, как диагностика памяти. Его цель не только определение уровня способности к запоминанию, но и его повышение; а также исследование памяти, ее природы и возможных нарушений.

Характеристики памяти, ее исследование

Память сугубо индивидуальна, ее параметры отличаются большим диапазоном. Сложно дать определение «хорошей» или «плохой» памяти. В разных ситуациях воспоминания могут становиться четче, или наоборот, стираться. Память различается по способам сбора информации, скорости, точности, длительности и объему запоминаемого. Исследование памяти предполагает анализ этих показателей. Методы удержанных членов ряда, антиципации, заучивания, сбережения считаются классикой.

Метод заучивания: испытуемому предлагают ряд элементов, который необходимо полностью усвоить. Показатель – количество повторений, которое нужно для успешного выполнения задания. Число проб сопоставляется с числом правильных ответов в каждой попытке. Полученный график отражает способность к обучению.

Метод антиципации предлагает испытуемому усвоить элементы, сгруппированные в смысловые ряды. Первый символ в каждом ряде отражает всю структуру, является свое рода «напоминанием». В остальном условия те же, как и в первом тесте. Итоговые показатели: общее время, количество повторений, количество ошибок в каждой попытке. В результате их сопоставления получают коэффициент воспроизведения.

Метод сбережения — это проверка памяти на объем и динамику его изменения. Материал заучивается в несколько этапов до полного усвоения. Оценивается время, количество ошибок и объем.

Метод удержанных членов ряда предлагает испытуемому заполнить смысловой ряд и воспроизвести все, что запомнилось. Оценивается число правильно запомненных элементов и их содержание. Этот метод используют для определения доминирующих типов памяти. Для измерения объема кратковременной памяти человеку предлагают ряд элементов, который он должен воспроизвести. После каждого успешного повтора длина ряда увеличивается на единицу. Как правило, максимумом является 12 элементов.

Дети проходят тесты

Методов исследования разработано немало. Материал и интервал между запоминанием и воспроизведением изменяются. Проверяются разные способы усвоения и воспроизведения материала. Это позволяет добиться более точных результатов. Главная цель всех методик не в измерении характеристик. Основная задача: выявление возможных проблем и коррекция памяти.

Закономерности памяти

Как показывают исследования, в повседневной жизни преобладает два вида памяти: кратковременная и долговременная. Понимание их взаимодействия важно для исследования и проверки памяти и коррекции возможных проблем.

Объем кратковременной невелик. При его превышении новая информация «замещает» старую (поэтому, если вы пытаетесь запомнить много имен подряд, в памяти останутся только последние). Долговременная наполняется информацией, которая была «отсортирована» кратковременной, причем, только 5-10 единиц в течение короткого времени (около 10 секунд).

Простая схема запоминания информации

Если предложить человеку запомнить 5 цифр, он легко сможет их повторить через 10 секунд. Но если попросить перед воспроизведением считать от 12 до 1, цифры исчезнут из памяти. Причина: длительность хранения информации превышена, а считая, невозможно повторять комбинацию про себя. Увеличить эти показатели можно многократным повторением.

Многие проблемы с памятью обусловлены именно этими особенностями: сложности вызывает процесс выведения информации из долговременной памяти человека, припоминание. Например, когда человек не может вспомнить, выключил ли утюг; не в состоянии описать предмет, который видит каждый день, забывает то, что знал. То есть, информация присутствует, но воспользоваться ею не получается. Это явление может быть обусловлено разными факторами: временем, ситуацией, способом запоминания. Информация, заученная механически, забывается быстрее, чем осмысленная. Помогает вспомнить подбор ассоциаций или воспроизведение последовательности действий. Для оптимизации этого процесса применяется коррекция памяти.

Как улучшить запоминание?

Эту функцию мозга можно тренировать так же, как мышцы. Существует множество различных способов, в основе которых всегда лежит привлечение дополнительного внимания к информации. Например, путем построения смысловых ассоциаций между не связанными элементами. Запомнить большой объем информации помогает кодирование (зрительное или вербальное, в зависимости от типа мышления). Это когда каждый элемент ассоциируется со знакомым изображением (сочетанием звуков). Идеальный вариант – перегруппировка или переработка элементов. Подходит для больших текстовых материалов.

Проверка памяти и её развитие предполагают регулярные упражнения на запоминание разных элементов (слов, чисел). Полезно составлять ассоциации или комбинировать слова. Хорошо сказывается разучивание стихов. Главное – все занятия должны носить систематический характер. Запоминайте все (сколько ступенек на лестнице, деревьев перед домом), старайтесь вспомнить лица людей, который встречали. Потом проверяйте и поправляйте себя. Результат вас удивит.

Автор статьи: Сюмакова Светлана
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!