Добиваемся эффективного управления своим вниманием

Попытки сконцентрироваться

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью деятельности психики на объекте. Этот объект выбирается непроизвольно у всех животных, но осознанно может выбираться людьми.

Управление вниманием для многих людей кажется невозможным. Они уверены, что объект внимания либо выбирается сам по себе, либо требует чрезмерного усилия воли.

Неумение управлять вниманием

Опираясь только на непроизвольное внимание, можно упустить много из окружающего мира.

Обычно неуправляющие вниманием люди хуже усваивают информацию, дети показывают относительные низкие результаты в учебе, взрослые тревожатся из-за давно прошедших событий (еще говорят – «не умеют отпускать ситуацию»).

Проблема неумения управлять вниманием редко бывает признана. Обычно человек уверен, что он концентрируется на самом привлекательном предмете, что этот происходит непроизвольно. Это не совсем так. Управление вниманием может осуществляться человеком, он в силах концентрировать его, переключать, удерживать – как собственное, так и других.

Внимательность – умение сосредотачивать, концентрировать и удерживать внимание на произвольно выбранном объекте – одно из качеств личности. Значит, его можно развить, можно научиться контролировать внимание.

Тренировать внимание нужно с детства, потому как коррекция внимания в более взрослом возрасте – длительный процесс. Внимательность может ослабевать со временем, поэтому нужны регулярные специальные тренировки внимания.

Рассеянность – антоним внимания. Рассеянные люди не способны быстро ориентироваться при необходимости, абстрагироваться от лишней информации. Для того, чтобы избавить от нее, нужно

Рассеянность

Самомотивация

Управление вниманием – один из способов самомотивации. Во всякое удобное время стоит отвечать самому себе на вопросы «что я делаю сейчас?», «зачем я это делаю?», «целенаправленно я вкладываю сейчас ресурсы?», «нужно ли это сейчас делать?», «на что потрачено последнее время – 10 минут или полчаса?», «стоит ли результат продолжения деятельности?».

Иногда ответы бывают удивительными, ведь начальная цель была совсем иная. Но она оказалась забытой, потерянной, и по окончании деятельности получено не то, что требовалось. Все это случилось из-за рассеянности, отсутствия внимания. Именно так можно объяснить причину опоздании, неудач в делах, ошибок, необдуманных решений – часто человек делает не то, что должен, не тогда, когда нужно,

Переключение внимания происходит непроизвольно, но при хорошей тренировке его легко вернуть на нужный объект. Тренировки должны быть регулярными. Взрослым подойдут те же методы развития внимания, что и детям: найти буквы или цифры среди других символом (такие головоломки называются филворды), считать людей в красной обуви, отслеживать в новостном репортаже конкретное слово.

Саморегуляции

Управление вниманием нужно для также для саморегуляции. Для нее необходимы переключение внимания и концентрация его на требуемом, либо отвлечение от нежелательного.

Например, физическая боль приводит к тому, что внимание сконцентрировано на месте или органе, который болит. Помимо того, что боль усиливается из-за того, что все ресурсы психики брошены на ее ощущение, в дополнение возникает тревожность, нервозность.

А если произойдет переключение внимания с источника боли на что-то иное, требующее умственных усилий, то боль будто бы отдалиться. Можно почитать вслух незнакомый текст, выполнить перевод текста на иностранный язык или обратно, решить математическую задачу.

Упражнения на контроль внимания

Упражнения по концентрации внимания начинают проводить от одной минуты. Нужно неотрывно смотреть на монотонно движущийся предмет, например, часовая стрелка, барабан стиральной машины. Овладев созерцанием движущегося предмета, нужно перейти к созерцанию неподвижного. Рассматривая в течение минут объект, важно отметить его особенности. «Стакан – граненый стакан – стакан с ободком – ободок от кромки стакана расположен на расстоянии сантиметра – у стакана 8 граней – стакан прозрачный – стакан голубовато-прозрачный – стакан влажный» — так выглядит процесс осознанного рассматривания предмета. После овладения им нужно осваивать мысленное созерцание: представить себе предмет со всеми выявленными особенностями. Это отличная тренировка памяти.

Начинать упражнения по мысленному созерцанию нужно там же, где проходили занятия по созерцанию неподвижного предмета, после перейти в иное место.

Обычно, чтобы отыскать ключи или перчатки, люди подходят к входной двери выстраивают цепочку: «я пришел – открыл дверь – поставил чайник (чтоб это сделать, нужно освободить руку от ключей) – бросил ключи на подоконник». Метод срабатывает в большинстве случаев благодаря непроизвольному вниманию и памяти. Полезно время от времени устраивать такие «путешествия в прошлое», даже если ничего искать не нужно.

Хороши акустические упражнения. Нужно на улице в течение короткого промежутка времени, постепенно увеличивая его на каждом занятии, слушать лай собаки, чириканье воробья, шум соседней стройки. Этот полезный навык помогает не рассеивать внимание на уроке, лекции, в важной беседе. Хорош он и для кинолюбителей, которые иногда не могут вспомнить, о чем был фильм.

Тактильные ощущения также привлекают внимание, поэтому хорошо знакомиться с предметами на ощупь.

То же самое касается запахов и вкусов, хотя последний редко выступает способом познания реальности.

Как сосредоточиться?

Автор статьи: Лаухина Екатерина
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!