Какие виды памяти существуют? Классификация с пояснениями

Человек, обклеенный стикерами

Ничего не проходит бесследно для человека: переживания, впечатления, события – все оставляет определенный отпечаток, который может храниться долгое время и при желании снова воспроизводиться. Память человека составляет основу личности человека. Пережитое в прошлом, опыт, полученный нами, то, чему мы научились – и есть человек. Способность получать, хранить и воспроизводить полученный опыт делает человека человеком.

Несмотря на существенный прорыв науки в области изучения мозга, вопрос о том, какие участки мозга управляют механизмами запоминания, остается открытым. Ученые до сих пор пытаются объяснить отсутствие области, которая отвечает за нее.

Тем не менее, ученым удалось достаточно подробно описать, какие механизмы лежат в основе функционирования памяти. Сегодня основные виды памяти и их характеристика не отличаются значительными расхождениями в трактовке.

Произвольная и непроизвольная память

Основанием для этого разделения выступает характер цели деятельности. Так, произвольная память связана с сознательным волевым усилием, когда запоминание становится целенаправленным.

Непроизвольное запоминание пассивно, тесно связано с интересами, деятельностью человека. Оно наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Так, очевидцы одного события при пересказе часто расходятся в деталях и даже последовательности происходящего. В качестве иллюстрации можно вспомнить «Убийство на улице Морг» Эдгара По, в котором свидетели дают не только различные показания, но и даже противоречащие друг другу.

В 1927 г психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые описала еще одно любопытное свойство памяти, которое позднее стало «эффектом Зейгарник». Оказалось, что более значимыми для памяти человека оказываются незавершенные действия, события, которые не получили естественного разрешения. Естественное напряжение, возникающее от невыполненных задач, является природным механизмом, который стимулирует нас завершать каждое дело.

Человек, работающий с мозгом и разумом

Память и ее виды по характеру психической активности

Классификация запоминания в зависимости от психической активности в психологии носит условный характер: на практике процессы вычленяются тяжело из-за постоянного взаимодействия. Это разделение связано с теми рецепторами и анализаторами, которые принимают участие как в восприятии, так и обработке информации.

Образная

Образная память – память о представлениях. Под представлениями понимаются не только «картины» жизни, но также запахи, вкусы и звуки. В связи с этим выделяют осязательную, зрительную, слуховую, обонятельную и вкусовую память.

Зачастую хранимая в образах информация расходится с оригиналом.

Слуховая и зрительная память хорошо развиты у среднестатистического человека, поскольку именно они играют главную роль в жизни человека. Обонятельная, вкусовая, осязательная память часто развиты у людей, чьи профессии тесно связаны с одним из перечисленных видов.

Двигательная

Именно двигательная память первой появляется у ребенка, а именно в первый месяц. Благодаря ней мы можем запоминать и воспроизводить движения и их системы. Без двигательной память невозможно формирование многих практических и трудовых навыков, среди которых письмо или ходьба. Двигательные условные рефлексы ребенка по мере развития постепенно перерастают в двигательную память, которая начинает носить сознательный характер.

Эмоциональная

Эмоциональная память – память о чувствах. В психологии ее называют самым прочным хранилищем информации. Пережитые чувства запоминаются человеком и выступают основой для его будущих поступков. Пережитые чувства в виде анализаторов либо побуждают человека, либо удерживают его от действия, которое в прошлом связано с негативным переживанием. В сравнении с другими эмоциональная память оказывает наибольшее воздействие на личность.

Словесно-логическая

Словесно-логическая память, семантическая – запоминание наших мыслей, их воплощение в языковую форму. Название точно отражает ее сущность, поскольку возникновение мыслей, размышлений невозможно без речи.

В психологии в зависимости от участия мышления словесно-психологическую память разделяют на логическую и механическую. Эти два подвида отличаются наличием/отсутствием осмысления при изучении информации. При механическом запоминании материала студент на экзамене может легко воспроизвести «порядок слов» из учебника. Однако просьба объяснить «своими» словами вызовет определенные трудности, если при изучении материала не было осмысления, то есть не участвовало логическое запоминание.

Детям легче дается «зазубривание», взрослые же обладают преимуществом в схватывании смысла. Дети не умеют вычленять главные, наиболее значимые части информации. Внимание детей в большей степени сконцентрировано на деталях.

Классификация основных видов памяти

Виды памяти по длительности хранения

В зависимости от продолжительности хранения полученной информации выделяются следующие виды.

Сенсорная самая непродолжительная по времени хранения, но именно она помогает человеку непрерывно и целостно воспринимать быстроизменяющиеся явления. Она носит характер мгновенного чувственного отпечатка (наиболее точнее сохранение образа), послеобразов, которые существуют до 0,25 секунд.

Период кратковременной памяти равен приблизительно 20-30 секундам. Этот процесс заключается в быстром запоминании образа с последующим немедленным воспроизведением. В поле кратковременной памяти может находиться от 5 до 9 объектов (слов, цифр, символов, прочее).

Под оперативной памятью понимается совокупность процессов запоминания, которые требуются для выполнения определенной задачи в настоящий момент. По завершению этого актуального действия происходит забывание информации. Срок хранения зависит от длительности выполнения задачи и может составлять от 2-3 минут до нескольких дней. Например, официант удерживает в памяти выполняемые заказы, а после их завершения забывает о них.

Долговременная память – наиболее сложная и важная система, а сохраняемые образы при необходимости могут воспроизводиться неоднократно до конца жизни. Объем нейронов в мозге человека ограничен, общее количество составляет около 10 млрд. Один нейрон способен удерживать значительное количество информации. Отсюда возникает парадокс: при фактической ограниченности памяти по факту ее объем безграничен. Несмотря на то, что повторное воспроизведение информации связано с трудностями из-за огромного объема хранения, оно происходит сравнительно быстро. Образы попадают в долговременную память, только пройдя через кратковременную. Без повторения информация стирается.

Автор статьи: Лаухина Екатерина
(1 голосов, средний: 3,00 из 5)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!