Внимание — чрезвычайно важный показатель протекающих психических процессов, который является одним из условий успешной деятельности человека. Но следует знать, что существуют индивидуальные особенности внимания. Роль этого фактора очень велика: он влияет на полноценность психических процессов, а также на восприятие человеком окружающего мира. Изучение данной проблемы давно относится к одной из самых главных и сложных задач научной психологии.
Также чрезвычайно актуальным является процесс изучения данного показателя для педагогики. Отечественные и зарубежные педагоги пытаются в течение многих лет разрешить проблему формирования устойчивого внимания учеников на уроках. Поэтому его изучение является злободневным и необходимым вопросом, ведь особенности внимания у детей разные, что дает возможность составить представление о социальной направленности, об общем складе человека.
Свойства
Объем, концентрация, распределяемость, устойчивость, переключаемость — такие свойства внимания выделяются в психологии.
Объем — это число предметов, которые человек может одновременно воспринимать. Четыре — шесть объектов — объем внимания взрослого человека.
Концентрация дает возможность углубленно изучить предложенный материал.
Распределение человеком своего внимания выражается в том, что он может осуществлять сразу несколько действий, чему придается большое значение в таких профессиях, как: водитель, летчик, преподаватель. Педагог должен уметь одновременно вести урок, следить за дисциплиной в классе, видеть каждого ученика и класс в целом.
Под устойчивостью понимается общая его направленность в процессе выполняемой работы. На устойчивость влияет интерес. Если выполняемые действия или впечатления разнообразны, то внимание будет устойчивым, и наоборот.
Специфика внимания в зависимости от темперамента
Нет двух совершенно похожих между собой людей, тем более, если речь идет об ответе на раздражитель или о внимании. Индивидуальные особенности внимания человека зависят от типов его темперамента и определяются показателями нервной системы.
Существует четыре типа темперамента:
- флегматики;
- холерики;
- сангвиники;
- меланхолики.
Для флегматиков характерной особенностью есть высокая концентрация внимания и устойчивость, но низкая переключаемость. У сангвиников все на высоте: концентрация, устойчивость, переключаемость. Люди-сангвиники очень наблюдательны и внимательны, а потому без труда умеют различать даже близнецов. Также замечательно запоминают мимику, жесты, словесные выражения собеседников, а не лицо или очертания фигуры. Холерики отличаются плохой переключаемостью, низкой концентрацией и устойчивостью, в целом у них нестабильное внимание, а у меланхоликов — слабое, но сфокусировано на сути задания.
Специфика внимания, которой обладают отдельные личности, без труда определяется в ходе наблюдения за ними при выполнении разнообразных видов деятельности. Хотя сделать определенные выводы может лишь специалист, в противном случае такие выводы будут приблизительными.
Чтобы определить индивидуальные показатели распределения и переключения внимания, необходимо дать ответ на следующие вопросы:
- Способен ли человек выполнять сразу два и более заданий? Если может, то легко он с этим справляется или с трудом?
- Беседуя, может ли быстро переключаться с одной темы разговора на другую?
- Быстро ли реагирует на замечания, которые делаются мельком?
- Во время просмотра фильма замечает ли второстепенные детали, которые происходят на экране, или же все сосредоточен на действиях главных героев?
Если положительные ответы доминируют над отрицательными, значит можно говорить об умении распределять и переключать внимание достаточно быстро.
Особенности внимание дошкольников и детей младшего школьного возраста
Индивидуальные особенности внимания детей дошкольного возраста существенно отличаются от учеников младших классов. Дошкольники проявляют интерес к окружающим его предметам, а также его привлекают действия, которые выполняются с тем или иным объектом. Дети сосредоточены на предмете, который их заинтересовал, только до того момента, пока данный объект привлекательный. Если же предмет становится неинтересным или же появляется новый объект, то деятельность и интерес моментально переключаются. Это можно понаблюдать во время детской игры. Стоит появиться новой игрушке, старые тут же на некоторое время забываются, даже если до этого они очень нравились.
Дети дошкольного возраста только начинают учиться контролировать свое внимание и осознанно сосредотачивать его на предлагаемых предметах, чтобы проанализировать их. В психологии этот процесс называется формирование произвольного внимания. На его развитие влияют окружающие ребенка взрослые, которые показывают новые предметы, виды деятельности, ситуации и предлагают описать объект, попробовать объяснить ситуацию.
Для этого дошкольник должен быть внимательным, то есть учиться самостоятельно управлять своими действиями. Поэтому взрослые должны систематически ставить перед дошкольником какие-то новые трудности, чтобы решая их, он учился сосредотачиваться на выполнении. Так вырабатываются индивидуальные навыки заранее фокусироваться на каком-либо занятии, словесно его объяснять и понимать его смысл. Все это дети могут выполнять, когда начинает развиваться у них навык планирующей речи.
Младший школьник еще не в состоянии управлять своим вниманием, поэтому нередко оказывается под влиянием внешних впечатлений. У школьника доминирует непроизвольное внимание. Из этого следует, что дети, как правило, сосредотачиваются на отдельных предметах, их деталях, которые сразу бросаются в глаза. Довольно часто ученики не могут сфокусироваться на нужном объекте из-за слабого развития мышления. Для младших школьников развитие мышления, а также интереса способствует укреплению его внимания, таким образом идет формирование этого важного показателя как индивидуального свойства личности.
Улучшение произвольного внимания наблюдается тогда, когда начинается реализация цели деятельности. Эту цель сначала ставит перед учеником взрослый, и только потом он сам. Когда происходит развитие внимания, развиваются и другие индивидуальные умения: самоконтроль, личная ответственность за знания, поступки.
Все это вместе взятое позитивно влияет на развитие личности.