8 эффективных игр для развития слухового внимания у малышей

Малыш с детства приучается к хорошей музыке

Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер. Но на само ли деле ребенок просто не хочет слушать? Может вся проблема в проблемах со слуховой памятью?

По-научному нарушение слухового внимания известно как нарушение фонематического восприятия. Фонематическое восприятие — это слуховое восприятие речевых звуков и слов окружающего мира ребенка (родителей, воспитателей, учителей, животных и т. д). Нарушение слухового внимания ведет к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) схожие по звучанию или подобные по артикуляции речевые звуки.

Если вы замечаете, что ребенок не может повторить то, что вы сказали несколько секунд назад, с ним нужно проводить игры на развитие слухового внимания. Подобная методика значительно повышает слуховую память и внимательность детей. Ниже приводится девять вариаций игр, способствующих развитию слуховой памяти.

Мама и её дочка вместе проводят занятия

Учебные игры для детей, тренирующие слуховую память

«Море волнуется раз». Вместе с ребенком придумайте позы к буквам Т, О, К, Ф, Л, Х. Затем включите музыку и предложите ребенку подвигаться в танце. Как только музыка закончится, назовите одну из букв. Ребенок должен немедленно принять оговоренную позу.

«Что там?». Предложите ребенку послушать и запомнить то, что происходит «в телевизоре». Попросите его рассказать, что он услышал. По вашему сигналу внимание ребенка переключается с телевизора на вас и наоборот. Затем малыш должен рассказать, что и где происходило.

«Цепочка действий». Предложите малышу цепочку действий, которую необходимо выполнить последовательно. К примеру, можно дать указание: «Сходи на кухню. Возьми букет цветов и принести его в зал. Поставь цветы в вазу».

«Запомни и повтори». Назовите малышу несколько чисел и попросите повторить. При этом количество чисел должно увеличиваться. Сумма слов составляет от одного до десяти. Назовите числа в произвольном порядке, попросите их повторить «задом наперед», то есть в обратном порядке. Назовите слова в произвольном порядке, а затем попросите повторить их наоборот.

«Словарная семерка». Назовите 7 слов: кот, дом, трамвай, самолет, девочка, мама, пылесос. Попросите малыша запомнить и повторить эти семь слов. Если ему тяжело запомнить эту словарную композицию, которую вы ему назвали, дайте ребенку лист бумаги и цветные фломастеры. Предложите к каждому из названных вами слов сделать рисунок, который помог бы ему впоследствии вспомнить эти слова.

«Семерка фраз». Назовите семь фразовых словосочетаний.

  • Мишка замерз.
  • Зайчонок бежит.
  • Волк злится.
  • Бабуля спит.
  • Дедушка ловит рыбу.
  • Мама читает.
  • Дети гуляют.

Попросите малыша послушать, запомнить и повторить эти фразы. Если ребенку тяжело выполнить это задание, попросите его в каждой из фраз нарисовать схему в рисунке. Пусть он после этого в точности воспроизведет все словосочетания. Если возникнут какие-либо трудности, помогите ему подсказками. Отметьте, какую помощь оказывают на него рисунки. Неплохой результат опроса — 6-7 фраз.

«Фантазия». Возьмите картинки, где изображены определенные события. Пусть малыш придумают три предложения по этим картинкам. Затем ему потребуется их повторить.

«Анализ текста». Прочитайте текст, взятый из рассказа или сказки. Затем попросите пересказать то, что он услышал. Если малыш затрудняется с пересказом, повторно перечитайте ему сказку опять (с большим выражением). Спросите, о чем повествуется в сказке (рассказе)? Постарайтесь провести параллель с тем, что малышу знакомо и хорошо известно и сравните с тем новым, что он почерпнул в этой сказке (рассказе). Попросите малыша провести параллель между сходством и отличием. Отвечая на Ваши вопросы, малыш мыслит, сравнивает, делится своими наблюдениями, думает. Подобный диалог может неплохо развивать слуховую память и мышление ребенка. Пусть ребенок повторно перескажет текст. В свою очередь, вы увидите, насколько его пересказ стал осмысленнее.

Девочка с мамой обсуждают только что прочитанный рассказ

Зачем нужно проводить игры на улучшение слуховой памяти?

Процесс развития речи ребенка во многом зависит от развития фонематического слуха. Фонематический слух – это умение отличать одни речевые звучания от других. Тренировка слуховой памяти позволяет малышу отличать слова, близкие по звучанию, такие как мал-мял, рак-лак, том-дом и т. д.

Плохое развитие у ребенка

Недостаточное развитие слуховой памяти может явиться причиной неправильного произношения определенных звуков, слов и даже фразовых сочетаний впоследствии. Даже во взрослой жизни человек будет путать или неправильно выговаривать звуки, если в детстве с ним не были проведены соответствующие уроки по тренировке слуховой памяти. Как правило, подобные уроки проводит учитель-логопед, но в некоторых (незапущенных) случаях родители могут справиться сами в домашних условиях, проводя с детьми беседы в игровой форме.

Что нужно делать?

Если вы заметили, что ваш ребенок не совсем четко и правильно произносит какие-либо звуки или же недостаточно отчетливо произносит целые слова, не стоит пускать проблему на самотек. Не думайте, что с возрастом проблема уйдет сама. Следует обратить внимание на речь своего малыша. Чем раньше вы предпримете меры, тем легче и оперативнее будет решена ваша проблема. Следуя вышеперечисленным указаниям и проводя с ребенком беседы в виде игры, вы сможете улучшить слуховую память своего малыша и научить его быть более внимательным, что обязательно пригодится ему во взрослой жизни.

Автор статьи: Кугушева Анна
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!