Мнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенком

Учим стихи вместе

Если спросить педагогов, осуществляющих работу по заучиванию стихотворений с детьми, испытывают ли они при этом какие-либо трудности, большинство из них ответит утвердительно. При этом они ещё подчеркнут, что формальный, лишенный всякого творчества подход превращает такого рода речевую деятельность в непривлекательный процесс. В итоге можно наблюдать плохое запоминание текста, забывание или перестановку слов, неэмоциональное, невыразительное чтение. Кроме того, часто дети пытаются запомнить текст механически, не понимая его смысла, это не лучший способ заучивания, так как художественные тексты несут в себе эмоциональную нагрузку, выражают определённые чувства, которые требуется выразительно донести до слушателя.

Что делать, какие средства использовать, чтобы процесс заучивания стихов приносил радость и удовлетворение детям? На помощь приходят приёмы мнемотехники, которые помогут предельно повысить запоминание, сохранение и воспроизведение художественного текста. Кроме того, в практике заучивания отлично зарекомендовали себя мнемотаблицы. Суть их действия заключается в том, что на каждое слово или фразу придумывается символ (картинка), который помогает принять информацию сразу двум органам чувств – зрительному и слуховому, что повышает качество запоминания и воспроизведения текста.

Определение мнемотехники

Принципы действия мнемотаблиц

Отметим, что для кодирования стихотворного текста достаточно даже самого простейшего изображения к строчке или целому четверостишию. Абсолютно не обязательно быть профессиональным художником, чтобы изобразить описываемые в произведении предметы или действия. В мнемотаблице схематически возможно отобразить весь окружающий мир: явления природы, события, признаки предметов, действия персонажей. Методика мнемотаблиц разработана детально, с необходимыми инструкциями, что не вызывает затруднений в её применении.

Объём статьи не предполагает расширенного описания методики, поэтому остановимся на основных её принципах. Начинается работа с построения мнемоквадрата, который соответствует конкретному слову. Например, заучивается стихотворение «Белая берёза» С. Есенина. Оперируя словом «берёза», педагог предлагает рассмотреть символическое обозначение дерева. Это должен быть очень простой и доступный детям рисунок, который они могут выполнить самостоятельно. Затем аналогичная работа проводится с другими словами, например, «окно», «снег», «ветки» и т. д. Так дети начинают постепенно понимать, что означает символ слова.

В начале обучения предлагаются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее возникают цветные образы: снег ‒ белый, ветви ели ‒ зелёные, небо ‒ голубое. Затем, по мере овладения определёнными навыками изображения предметов используются чёрно-белые символы, чтобы не отвлекаться на их яркость.

Дальнейшая работа над стихотворением предполагает постепенный переход от мнемоквадратов к мнемодорожкам, которые обозначают целые стихотворные фразы. Так идёт поэтапное запоминание и дальнейшее воспроизведение стихотворения по условным символам.

После усвоения необходимых первоначальных знаний о символах детей подводят к действиям с мнемотаблицами. Количество ячеек в такой таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста обучаемых. Таким образом, всё стихотворение фиксируется схематически.

Структура мнемотехники

Педагоги отмечают, что по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей собственной схемы. После этого они по памяти, используя только символическое изображение, воспроизводят целый текст. Это главный успех в их речевой деятельности.

Этапы работы над стихотворением с помощью мнемотаблиц

Разработанная методика использования мнемотаблицы при запоминании стихотворения предполагает, что работать с детьми в этом направлении эффективнее всего поэтапно. В принципе возможны различные вариации, это будут авторские разработки, но уже стала классикой следующая схема работы.

Итак, чтобы вызвать у детей интерес к произведению, надо быть немного актёром. Лучше выучить стихотворение наизусть для свободного оперирования стихотворными фразами, подходящей интонацией и жестикуляцией.

Далее идёт работа по объяснению детям непонятных слов и активизации новых. Например, в предлагаемом стихотворении «Белая берёза» есть такие малопонятные слова, как бахрома, кайма, кисти, которые сначала обсуждаются, а затем обозначаются символами.

Беседа по содержанию стихотворения ‒ приём классический, но в плане мнемотехники крайне важный, так как облегчает запоминание и дальнейшее воспроизведение художественного текста.

После этого можно переходить к рассматриванию иллюстраций и подготовленных заранее мнемодорожек, проводить повторное чтение стихотворения с установкой, что это произведение будет разучиваться наизусть.

Следующий этап работы над текстом предполагает, что дети самостоятельно проговаривают отдельно каждую строчку стихотворения с помощью мнемодорожки, а затем читают текст целиком с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблица со стихотворениемМнемотаблица со стихотворением

Когда стихотворение будет выучено, можно предложить детям создать книгу стихов из мнемотаблиц, которая при рассматривании поможет воспроизводить выученные ранее художественные тексты.

Заключение

Практика показала, что дети лучше учат стихотворение наизусть, когда рисуют его при помощи картинок-символов и затем при воспроизведении опираются на них. Использование этого приёма не только облегчает и практически ускоряет процесс запоминания информации, но и повышает интерес к изучаемому произведению, что немаловажно при передаче выразительности текста.

Автор статьи: Кугушева Анна
(1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!