Взаимосвязь скорочтения и работы памяти

Скорочтение

Случаются такие ситуации, когда необходимо применить навыки скорочтения, например, школьникам и студентам при подготовке к экзаменам, специалистам, работа которых связана с переработкой информации по роду своей деятельности, даже в обычной жизни такие навыки тоже могут пригодиться.

Поэтому знать, что такое техника быстрого чтения и как правильно её использовать для развития своих читательских навыков, полезно каждому. Но навык скоростного чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет быстро забываться и, чтобы этого не происходило, нужна хорошая память.

Основные способы работы с текстом

Специалисты, обучающие скорочтению, определяют этот навык как способность читать текст со скоростью примерно от 2 до 10 раз выше обычной. Так, тренированный читатель может прочитать 100 страниц за одну поездку в автобусе в отличие от человека, не владеющего этими навыками. Научные данные доказывают, что при срочном восприятии объёмного материала, происходит сложная работа мозга. Память при этом работает в усиленном режиме, сознание концентрируется на информации, вследствие этого чтение осуществляется легко и быстро.

Чтобы научиться скоростному чтению, нужно знать методику, позволяющую значительно увеличить скорость восприятия информации с опорой на запоминание. При этом педагоги, в первую очередь, учат работать с текстом. С этой целью разработана классификация способов работы над материалом: углубленное, быстрое, панорамное, выборочное чтение, просмотр, сканирование.

В зависимости от содержания и назначения текста каждый способ выполняет определённую задачу. Например, углубленным чтением изучается научная литература, проводится анализ текста, формулируются выводы.

Для усвоения большого объёма художественной литературы подойдёт быстрое чтение, которое подразумевает высокую скорость процесса чтения и понимания прочитанного.

Решению такой же задачи служит панорамное чтение, когда глазами охватывается большой фрагмент текста. При этом приходит в действие периферийное зрение, при котором взгляд движется вертикально по центру страницы, а не горизонтально по строчке.

Выборочное чтение используется при проработке отдельных частей материала: главы, разделы, абзацы и предложения.

Чтение-просмотр применяется при подборе литературы специалистами и студентами — при этом изучается аннотация, предисловие, оглавление.

Чтение-сканирование направлено на поиск нужной информации, например, в виде дат, фамилий и имён, с этой целью идёт перелистывание страниц, определена норма страница в 1 секунду. Человек от природы готов к скоростному чтению и без методик, главное, иметь мотивацию на данный процесс, а технологии ему в этом помогут.

Читаем всей семьей

Методика обучения скорочтению

Существует определённая методика чтения, алгоритм которой необходимо соблюдать, чтобы добиться высокого результата при чтении на скорость:

  1. Во время быстрого ознакомления текст изучается целиком, без остановок и перечитывания непонятных мест, так как смысл содержания улавливается автоматически. Работает память, помогая воспроизвести уже имеющиеся знания.
  2. Одним из главных приёмов, способствующих увеличению скорости при чтении, является выделение ключевых слов в каждом фрагменте. При этом вовсе необязательно читать весь фрагмент до конца, для восприятия материала можно выделить ключевые слова, чтобы запомнить их при помощи такого мнемотехнического приёма, как построение ассоциаций на основе образов.
  3. Начиная скоростное чтение, необходимо сосредоточиться и погрузиться в содержание текста, иначе оно не даст никаких результатов.

Специалисты-тренеры, работающие с методиками по скоростному чтению, отдают предпочтение вертикальному чтению и чтению с подавлением артикуляции, эффективно развивающим навыки чтения и запоминания текста.

Методика подавления артикуляции направлена на сдерживание процесса мысленного проговаривания слов, что позволяет значительно увеличить скорость прочтения текста. При обычном чтении идёт внутренняя речевая деятельность, мозг, кроме зрительной информации, обрабатывает ещё и речевую, при этом нагрузка увеличивается, а скорость падает.

Разработаны техники, направленные на подавление артикуляции, например, во время работы с текстом тренеры предлагают отбивать какой-либо такт. Сейчас для этой цели всё чаще используется метроном. Практика показывает, что проработав двадцать часов подобным образом, можно добиться определённого результата.

Во время вертикального чтения развивается периферическое зрение, которое позволяет охватить большой объём текста, для облегчения можно провести линию в центре страницы и читать, сосредоточив на ней взгляд. Это упражнение лучше начинать с таблиц Шульте или текстов узкого формата, например, с колонки в журнале, затем постепенно отрабатывать навык, переходя на более широкие форматы. В результате этого упражнения увеличивается не только скорость чтения, но и улучшается запоминание смысла прочитанного. Когда человек охватывает взглядом сразу большой фрагмент, то образно представляет себе, о чём идёт речь в тексте.

Мнемотехника в быстрочтении текстов

Мнемотехника широко используется в большинстве современных курсов скорочтения и развития памяти. И как оказалось, скорочтение и развитие памяти с помощью ассоциаций тесно взаимосвязаны. Например, человек научился быстро читать, охватывает большой объём информации, и чтобы навык быстрочтения, т. е. более высокого этапа скорочтения, оказался небесполезным и прочитанное долго удерживалось в памяти, необходимы приёмы мнемотехники.

Сегодня мнемотехника стала более совершенным, как в теоретическом, так и в техническом плане, способом, сделав возможным запоминание любой точной информации.

Приёмы мнемотехники в скорочтении

Первый шаг к запоминанию прочитанного ‒ быстрочтение, т. е. перелистывание страниц книги. С этой целью можно ограничиться просматриванием аннотации, резюме глав, рисунков или схем, изучением оглавления, что помогает составить образ книги и создать первое впечатление о тексте.

Если появляются вопросы при первом ознакомлении, лучше всего их записать, чтобы в дальнейшей работе с содержанием можно было ответить на них. Этот ещё один из мнемотехнических приёмов ‒ взаимодействие ощущений, который способствует лучшему запоминанию информации.

Затем идёт скорочтение текста любым способом, какой более всего ему подходит. Главное, выделять ключевые слова для запоминания. При следующем просмотре информации, достаточно будет только взглянуть на них, и текст легко вспомнится, а потом и образно воспроизведётся.

Проблема быстрого чтения является актуальной в современном обществе, когда каждый день приходится воспринимать, запоминать и обрабатывать большой объём информации, поэтому развитые навыки чтения и хорошая память сделают этот процесс более результативным.

Автор статьи: Сазонов Михаил
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!