Тесты на внимание: что и изучают и как именно?

Проведение теста

Внимание является одним из ведущих психических процессов, которое особенно интенсивно развивается в детском возрасте. Определить особенности его проявления для дальнейшего целенаправленного развития позволяет любой тест на внимание. Так же методики помогают определить специфические характеристики проявления психического процесса для выявления профессиональной предрасположенности к определенному виду деятельности.

Третья направленность применения тестов связана с изучением возрастных особенностей изменения этого психического процесса в зрелом возрасте.

Данные, полученные с применением данных методик, помогают выявлять специфические черты проявления, отклонения от нормы и разрабатывать программу корректировки внимания в случае необходимости.

Характеристики, выявляемые при тестировании

Внимание – довольно сложный психический процесс, который направляет сознание человека на определенные объекты или явления окружающего человека мира. Это необходимо для получения сведений о данном объекте или явлении для выработки дальнейших действий и отношения к ним:

  • ничего не воспринимать при нейтральном отношении;
  • расширить базу знаний в случае возникновения любопытства;
  • удалиться в случае выявления угрозы.

Получение необходимых знаний в каждую минуту об окружающей действительности возможно благодаря следующим основным свойствам данного процесса:

  1. объем;
  2. переключение;
  3. концентрация.

Выбирая методику изучения внимания и интерпретацию полученных данных необходимо учитывать возрастные особенности тестируемого.

Методики, применяемые в младших классах

Особенно важно развивать внимание у младших школьников, так как у них начинает формироваться осознанный контроль и управление психическими функциями. Они учатся длительному сосредоточению при изучении сложных тем, даже если им это не совсем интересно, но важно для освоения школьных предметов.

Тест Мюнстерберга позволяет анализировать у младших школьников избирательность внимания или умение отвлекаться от ненужных сведений и концентрации на существенных. Суть методики состоит в поиске осмысленных слов среди бессмысленного набора букв. Выполнять его надо за определенное время.

Тест Мюнстерберга

Применяются для младших школьников методики, которые изучают объем внимания. Если в задании Мюнстерберга выявляется способность концентрации на объекте, то при изучении объема методики выявляют способность распределения внимания и умение удерживать и работать с разнонаправленной информацией.

Полученные результаты позволяют учителю или психологу разрабатывать программу развития внимательности индивидуально для каждого школьника или в группе школьников младших классов. Упражнения направлены на развитие сосредоточенности и наблюдательности при решении задачек, увеличения времени сосредоточенности на изучаемом материале и снижения отвлекаемости на посторонние ненужные внешние воздействия.

Профориентация и тесты

Для определенных профессий важно развитие внимательности у работников на высоком уровне. К ним относятся профессии бухгалтера, переводчика, кассира. В них работник имеет дело с большим количеством детализированной информации, поэтому объем динамического внимания является важной составляющей работы.

При выборе профессиональной деятельности молодые люди проходят тесты по профориентации. Они помогают решить, какую профессию осваивать. Внимательность изучается с помощью различных заданий, так как в разных сферах деятельности проявляются определенные его способности.

По тесту Мюнстрберга или «Перепутанные линии» выявляют концентрацию зрительного внимания.

Объем и распределение изучают с применением методики Шульте, где необходимо как можно быстрее показать и назвать вслух числа от 1 до 25. Переключение оценивают с помощью методики черно-красной таблицы Горбова, в которой необходимо называть два ряда чисел в прямом и обратном порядке.

Таблица Горбова-Шульте

Пройти тесты на внимательность можно самостоятельно на специализированных интернет-ресурсах.

Тестируемому предложат выполнить задания, после чего программа самостоятельно подсчитает результаты. При интерпретации данных тестирования необходимо учитывать, что объем, распределение внимания изменяются под влиянием общего физического состояния организма, обстановки, в которой работает тестируемый: есть ли отвлекающие шумы, насколько они сильно воздействуют на него. Данные факторы могут ухудшить результаты.

Лучше всего решать задачки на внимание отдохнувшим и в хорошем настроении.

Автор статьи: Лапинская Людмила
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!