Каждый человек по-своему запоминает информацию. При этом нередко затрудняется объяснить, как это у него получатся. А происходит это благодаря неповторимым особенностям памяти, присущим каждому. Человек, обладающий хорошей памятью, забывает. Многое помнят и люди с плохой памятью. Очень хорошо запоминаются факты, имеющие для нас большое значение.
Память конкретного человека предпочитает определенную модальность — слуховую, звуковую, двигательную. С другой стороны, разные люди имеют неодинаковые способности к организации материала.
Предпочитаемая модальность
Рассмотрим первую особенность памяти – предпочитаемую модальность. Один человека с высокой точностью воспроизводит недавно услышанную музыку. Другие лучше запоминают сложнейшие формы и контуры. У третьих без труда вырабатываются двигательные навыки. Отдельный интерес представляет работа зрительной памяти. Сдающий экзамен студент, написал ответ на бумаге и оставил один лист пустым. Как впоследствии выяснилось, это место предназначалось для иллюстрации, которую студент не вспомнил.
Эти способности могут быть с рождения, а также приобретаться личностью в результате профессиональной деятельности или влияния среды. Так, дегустатор с легкостью ориентируется в многообразии вкусов, высококвалифицированный радист запоминает от 10 до 20 подряд идущих знаков, педагог без труда вспоминает фамилии и лица, а мастера ткацкого дела способны различать оттенки черного.
Психологи отмечают связь между эффективностью запоминания и подключением личностью нескольких модальностей, например, зрительной и слуховой. Так, некоторые люди быстрее запоминают при ходьбе. А первоклассник водит пером по бумаге, одновременно двигая губами и языком.
Память человека может достигать такого уровня, когда говорят о феноменальности в целом или необычной продуктивности ее частей. Из уроков истории известны примеры этому: Македонский, Суворов и Наполеон знали своих солдат поименно, а Сенека воспроизводил 2 000 запомненных слов.
Уровень организации памяти
Разберем следующее свойство памяти человека – уровень ее организации. Исследования психологов показывают, что одним людям присущи чувственные (наглядные) формы запоминания. Другим — использование суждений, обобщенных с помощью речи. Первых относят к «художественному», вторых – к «мыслительному» типу.
Величина оперативной единицы – еще одна уникальная черта памяти человека. Проследим ее связь с тем, как усваивается письменная речь с момента начала обучения чтению. Первоклассник вначале учится читать по слогам, затем целиком воспринимать слова и предложения. Взрослый человек демонстрирует большие способности. Он может одномоментно усваивать от нескольких абзацев до более крупных блоков текста. Тот же процесс происходит в памяти. Оперативная единица запоминания – это кусок информации, который вводится в память и имеет различную емкость в зависимости от конкретного человека. Следовательно, уровень организации памяти основан на индивидуальных формах запоминания и емкости оперативной единицы.
Индивидуальные характеристики памяти
«У человека отличная память» – под этим подразумевают такие ее качества, как быстрота, прочность, готовность и точность. Еще одной особенностью считают связь нескольких из этих четырех характеристик. Например, быстрое запоминание и медленное забывание (наилучший вариант) или медленное запоминание и медленное забывание.
Индивидуальные различия памяти у людей имеют связь со спецификой профессии – у них развиты способности к тому виду памяти, который соответствует профессиональным занятиям. Так, слуховой тип лучше развит у музыкантов, словесно-логический – у математиков, а зрительный – у художников.
Отметим различия между видами и типами памяти. Виды определяют то, что мы хотим запомнить. А из-за того, что запоминаем мы неоднородную информацию, используются всевозможные виды памяти. Но типы определяются тем, с какими образами приходится оперировать мнемическим процессам. Поэтому тип памяти – это качество индивидуальное. Одним для того, чтобы вспомнить что-либо, важно зрительное восприятие, другие оперируют слуховыми образами, третьим нужно совершать дополнительные движения.
Особенности эффективного запоминания
Эффективность работы памяти зависит от языка, который для нее предпочтительнее. Этот язык у каждого отдельного человека свой. Но это еще не предел возможного. При наличии потребности и желания, память легко улучшить, натренировать с помощью специальных методов и приемов, объединённых под общим названием «мнемотехника».
Качество запоминания определяются по трем параметрам:
- объем;
- полнота (или точность) воспроизведения;
- прочность (длительность) хранения.
Следовательно, должна быть направленность приемов мнемотехники на улучшение характеристик этих трех составляющих. Интересно, что мнемотехнику использует каждый, применяя средства для облегчения запоминание. Это осмысление информации, определение главной мысли, составление плана, связь (ассоциации) и т. п. – каждого этому учат еще в школе. Мнемотехника имеет непосредственное отношение к умственной работе человека.
На индивидуальные особенности памяти и ее развитие влияют:
- умение сосредоточиться;
- наблюдательность и внимательность;
- порядок на рабочем месте;
- любознательность;
- самоконтроль;
- планирование;
- соединение работы ума с практикой.
Кибернетик современности Джон фон Нейман просчитал, что мозг человека вмещает около 1020 единиц информации. Значит, каждый в состоянии запомнить данные, которые содержатся в миллионах книг крупнейших библиотек в мире. Этот факт позволяет с уверенностью заключить: никто из нас не знает, где граница его памяти и где заканчиваются наши возможности.