Развиваем память у малышей-дошкольников

Память дошкольников

Дошкольный период – значимый этап в становлении психики детей, приобретении ими жизненного опыта, формировании необходимых умений и навыков, что связано с активной деятельностью памяти.

Как психический процесс, память дошкольников имеет особенности на каждом возрастном этапе, существенно изменяется на протяжении этого временного периода.

Особым достижением дошколят является переход от непроизвольного характера запоминания, сохранения и воспроизведения информации к произвольности действий с постановкой цели, волевыми усилиями, использованием мнемических приёмов. Такой уровень развития памяти у детей дошкольного возраста необходим для дальнейшего успешного обучения в школе.

Особенности памяти на разных возрастных этапах

Характерной особенностью младших дошкольников является непроизвольность психических процессов, состоящая в том, что дети трёх лет воспроизводят то, что без усилий сохранилось в их памяти. Например, малыши 3-4 лет без особого труда могут запомнить понравившиеся стишки, песенки любимого сказочного персонажа, действия героя мультфильма. Также непринуждённо они запоминают, а потом воспроизводят те события, которые привлекательны для них, вызывают эмоциональный отклик, к примеру, экскурсии в природу, спектакли, праздники в семье, детском саду.

Детишки играют

Но при этом с трудом, не без помощи взрослого, припоминают информацию, требующую определённых волевых усилий, например, учебный материал, правила игры, содержание обучающих рассказов. По просьбе взрослого в младшем возрасте дети могут запомнить всего лишь несколько слов, предметов или действий, от 2 до 5.

В силу своих психологических особенностей малыши пока не обладают умением ставить перед собой цель на запоминание конкретного материала и целенаправленное воспроизведение его, у них не выработаны специальные навыки припоминания, отсутствуют волевые действия.

Педагоги учитывают такие психологические особенности младших дошкольников, когда осуществляют развитие памяти у детей с установкой на предметную деятельность, на наглядно действенное мышление.

На следующем возрастном этапе происходят значительные изменения в психике детей: развивается речь, пополняется словарный запас, формируется наглядно образное мышление, начинают активизироваться волевые усилия, появляется определённый жизненный опыт. Вновь приобретённые особенности существенным образом влияют на дальнейшее развитие памяти у дошкольников.

У ребят 4-5 лет целенаправленное припоминание проявляется пока эпизодически и сопутствует различным видам деятельности, например, выполнению трудовых действий, занятиям, исполнению поручений взрослых. Но под влиянием развития игры, учебной деятельности, которыми дети активно овладевают на данном этапе, перед ними ставятся новые задачи — запомнить достаточно объёмный материал, удержать его в памяти, а потом при необходимости правильно воспроизвести. Для решения таких сложных задач ребёнку необходимо овладеть специальными способами запоминания.

Так начинают формироваться особые действия данного психического процесса, которые способствуют развитию преднамеренного запоминания с использованием цели и волевых усилий. При планомерном обучении дошкольник 4-5 лет уже способен принять предложенную ему мнемическую цель, проявлением которой является обычное повторение материала. Однако, такой приём ребёнком пока не осознается, как средство запоминания, осознанно не используется.

В последующем возрастном периоде появляются новые психологические особенности: становление учебной деятельности, приобретение навыков логического мышления. Дошкольники 6-7 лет учатся устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами, явлениями окружающего мира. Активно развиваются интеллект, воображение, внимание, обогащается речь, укрепляются волевые усилия. Такие особенности психики непосредственно влияют на дальнейшее улучшение памяти детей.

Важным достижением дошколят 6-7 лет становится умение не только принять или поставить перед собой мнемическую задачу, но и найти способы её выполнения и контроля результатов. Это приводит к становлению произвольности всех психических процессов.

Как улучшить деятельность процессов памяти?

В педагогической практике разработано многообразие способов, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста. Наиболее эффективными из них будут те, которые учитывают особенности дошкольников на каждом возрастном этапе.

В этом плане улучшить память ребёнку помогут наблюдения за природой, животными, растениями, рассказывание любимых сказок и беседа по содержанию, чтение коротких рассказов с несложным сюжетом, заучивание стихов, пословиц, поговорок, решение ребусов, кроссвордов, творческое рисование на основе полученных впечатлений.

Творческое рисование

Среди прочих методов особое место занимают игровые приёмы, особенно актуальные в младшем дошкольном возрасте. К ним можно отнести различные виды игр, например, для совершенствования двигательной памяти наиболее эффективны подвижные игры. В них есть установленные правила, действия, которые необходимо запомнить и правильно выполнять. Так, у младших дошкольников популярна игра «Сделай, как я», когда по памяти повторяются движения за ведущим. Как вариант, можно предложить игру «Запрещённые движения», где игроки отображают все движения, кроме запрещённых.

С целью улучшения слуховой и зрительной памяти могут проводиться игры «Займи своё место», «Мяч по кругу», «Морская фигура», в них дошкольники запоминают и воспроизводят сложные движения взрослого, придумывают свои, вспоминают неразрешённые слова.

Очень эффективны для формирования всех видов памяти сюжетные игры, в которых моделируются различные жизненные ситуации, знакомые детям. Особенно такие приёмы полезны детям 3-5 лет, когда их нужно обучить способам запоминания. Например, классическая игра «Пойдём в магазин» предполагает запоминание определённого количества слов, всегда вызывает неподдельный интерес детей. С её помощью можно совершенствовать слуховую память дошколят, так как им нужно сначала научиться запоминать, а потом воспроизводить много слов. Со временем игра усложняется, переходит на уровень самостоятельного придумывания и обыгрывания ситуаций.

Аналогичен сюжет игры «Лечим больного», в которой по памяти ребятам предлагается воспроизвести ряд последовательных действий.

Дети играют во взрослых

Существуют специальные дидактические игры, направленные на то, чтобы улучшить память ребёнку. Хотя они носят обучающий характер, требуют специальной подготовки и необходимого игрового материала, но при обучении малышей становятся доступными для самостоятельного разыгрывания. Так, классическую игру «Волшебный мешочек» в разных вариациях можно предлагать уже с трёх лет. Суть её в том, чтобы на ощупь найти предмет и по памяти рассказать о нём.

Дидактические игры по типу «Угадай, чего не стало? », «Запомни слово» часто используются в педагогической практике для развития слуховой и зрительной памяти. Они полезны младшим дошколятам, которые только начинают овладевать приёмами запоминания, так как в них дети должны назвать и запомнить слова, игрушки, а потом отгадать исчезнувшие. Игры в лото, разрезные картинки доступны детям всех возрастов и с успехом используются в повседневной работе.

В целях улучшения памяти для старших детей целесообразно использовать систему тренировочных упражнений на овладение мнемическими приёмами, которые формируют произвольную память, например, такими, как опора на наглядность, многократное повторение, ассоциации, группировки слов по определённому признаку.

Все предложенные способы для улучшения памяти дошколят доступны не только специалистам, но и родителям, которые активно могут применять их в повседневном общении с детьми.

Автор статьи: Лапинская Людмила
(1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!