11 эффективных упражнений для концентрации внимания

Тренировка концентрации внимания

Внимание сопровождает любую деятельность человека, представляет собой направленность и сосредоточенность на определённых объектах, которыми могут быть окружающие люди, предметы, явления, события, внутренний мир самого человека.

Имея такие свойства, как концентрация, устойчивость, объём, распределение и переключение, внимание в то же время не является психической функцией, а просто контролирует работу психических процессов восприятия, мышления, памяти, воображения. Специалисты при этом подчёркивают, что среди перечисленных характеристик именно концентрация, как сосредоточенность на предмете, является основой в определении уровня работоспособности человека, его успешности в реализации каких-либо задач.

Управление концентрацией внимания — обычный навык, который требует своего развития. Для этого используются специально разработанные упражнения на концентрацию внимания. Главным в тренировке внимания является постоянство и систематичность работы. При этом развитие этого свойства требует применения определённых волевых усилий и постановки цели, т. е. является произвольным процессом. Чтобы это полезное для каждого человека занятие получило свою привлекательность, начинать надо с достаточно простых в выполнении упражнений, постепенно переходя к более сложным заданиям.

Эффективные упражнения для развития внимания

Для достижения результативности упражнений, перед их выполнением необходимо расслабиться, привести в порядок свои мысли, настроить себя на рабочий лад. Психологи, проводящие подобные тренировки, советуют найти помещение, где никто и ничто не будет отвлекать от занятий. Заранее подготовить необходимый инструментарий: карандаш, ручку, бумагу, записи, рисунки.

Сейчас много литературы и сайтов, которые помогут подобрать интересные, эффективные упражнения на концентрацию. Но начинать надо с простых заданий, которые легки в исполнении и доступны, помогают обучающимся добиваться успеха.

Достаточно просты в выполнении упражнения, которые учат сосредоточиваться на обыденных предметах.

Например, задание «Нарисовать линию». Для тренировки внимания на листе бумаги в течение 2-3 минут рисуем плавную линию, сосредоточившись на острие карандаша. При отвлечении от линии каждый раз поднимаем её вверх, как волну. Продолжаем фиксировать линию, ведём её до конца. Надо добиваться, чтобы каждый раз промежутки между такими волнами становились длиннее.

Упражнение "Нарисовать линию"

Вариантом этого упражнения является «Кардиограмма», которая при помощи пиков вверх показывает, насколько долго можно концентрироваться на объекте рисования.

В целях дальнейшего развития можно использовать время поездки в общественном транспорте, выполняя простое действие «Центр вселенной», выбрав в виде объекта, например, рекламу или схему проезда, определить для себя временной интервал в течение нескольких минут и сконцентрироваться только на этом предмете, думая о нём, пока не пройдёт время. Для тренировки можно постепенно увеличивать временной промежуток.

Очень часто, читая книгу, можно заметить, что трудно сосредоточиться на содержании, особенно, когда текст не вызывает интереса, предположим, это учебник или инструкция. В таком случае поможет задание «Сделаем пометки». Если наступает отвлечение от содержания, надо отметить это место карандашом и вернуться туда, где остался усвоенный текст. Затем начинаем повторное чтение. Число пометок постепенно сокращается, если действие выполняется систематически.

Упражнение "Сделаем пометки"

Хорошо помогает развитию концентрации на своих ощущениях, а также отвлечению от негативных мыслей, упражнение «Четки», основанное на восточном способе перебирания чёток. Нужно не спеша перебирать бусины, полностью сосредоточившись на этом, направляя своё внимание только на сам процесс.

Упражнение «Концентрация на предмете» аналогично предыдущим, несложно в исполнении. Инструментарий — бумага и карандаш, для объекта выбираем статичный предмет в помещении, смотрим на него определённое время, и, как только отвлекаемся, делаем пометку на листе, и снова возвращаемся к этому предмету. Потом подсчитываем количество пометок.

Развитие внимания в сложных упражнениях

Проведение более сложных заданий предполагает, что человек уже имеет определённые навыки сосредоточения на предмете. Поэтому их лучше осуществлять после появления опыта концентрации на предмете.

Например, упражнение «Сосчитай слова», несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложно в исполнении, но эффективно для развития навыка. Для выполнения действия надо взять текст и начать его читать в обычном режиме. Параллельно с чтением идёт подсчёт слов, для которого можно использовать только взгляд, без помощи карандаша. На выполнение задания отводится 2-3 минуты, затем оно повторяется, а результаты сравниваются.

Упражнение "Сосчитай слова"

В упражнении «Мысленный счёт» мысленно нужно считать до 10, чтобы сконцентрироваться, надо закрыть глаза и представлять себе все особенности цифр от 1 до 10. Представить их нужно очень чётко, например, как бы написанными фломастером. Каждую цифру надо постараться подробно зафиксировать, только потом переходить к следующей.

Классикой является задание «Цветные слова». В различных источниках оно имеет разные названия, например, «Дальтоник», но суть его в том, чтобы быстро назвать не слова, написанные разноцветными фломастерами, а цвет слов. Сначала это упражнение выполняется с трудом, так как в разных полушариях мозга идёт восприятие цвета и слова, но затем устанавливаются новые связи, на этой основе тренируется концентрация и переключаемость внимания, действие выполняется с лёгкостью и интересом.

Например, синий, красный, чёрный, зелёный.

Упражнение для памяти "Цветные слова"

Сложное для сосредоточенности упражнение «Точка» является базовым, и выполнять его надо постоянно. Оно имеет несколько вариантов, поэтому начинаем с простой чёрной точки.

Для действия требуется одноцветная стена перед креслом, так как узоры обоев отвлекают от сосредоточения на предмете. С этой целью прикрепляется к стене лист белой бумаги с нарисованной в центре небольшой чёрной точки. Затем надо расположиться напротив точки и сосредоточиться на ней.

Упражнение на начальном этапе вызывает затруднение, так как нужно сконцентрироваться только на точке, отвлечься от всех мыслей, а потом записать результат.

Как вариант, разработано задание «Созерцание зеленой точки». Аналогично рисуется фломастером зелёная точка, и в течение 10 минут идёт наблюдение за ней.

Более сложным задание становится, если изменить инструкцию, расположив точку на странице из журнала или на оконном стекле, тогда в поле зрения будут попадать посторонние предметы, что усложнит условия для концентрации.

Успешность и эффективность деятельности человека зависят от развития его психики и всех её составляющих. Поэтому система работы над концентрацией внимания принесёт свои плоды.

Автор статьи: Лапинская Людмила
(1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!