Дошкольный период – значимый этап в становлении психики детей, приобретении жизненного опыта, формировании необходимых умений и навыков, что связано с активной работой памяти.
Как психический процесс, память дошкольников содержит особенности на каждом возрастном этапе, значительно изменяется на протяжении этого временного периода.
Особое достижение дошколят – переход от непроизвольного характера запоминания, сохранения и воспроизведения информации к произвольности действий с постановкой цели, волевыми усилиями, использованием приёмов мнемотехники. Такой уровень развития памяти у детей дошкольного возраста необходим для дальнейшего успешного обучения в школе.
Особенности памяти на разных возрастных этапах
Характерной особенностью малышей является непроизвольность психических процессов, состоящая в том, что дети трёх лет воспроизводят то, что без усилий сохранилось в памяти. Например, малыши 3—4 лет без труда заучивают понравившиеся стишки, песенки любимого сказочного персонажа, действия героя мультфильма. Также непринуждённо запоминают и воспроизводят те события, которые привлекательны для них, вызывают эмоциональный отклик. К примеру, экскурсии на природу, спектакли, праздники в семье, детском саду.
Но при этом с трудом, не без помощи взрослого, припоминают информацию, требующую волевых усилий. Например, учебный материал, правила игры, содержание обучающих рассказов. По просьбе взрослого в младшем возрасте дети запоминают всего 2—5 слов, предметов или действий.
В силу психологических особенностей малыши пока не умеют ставить перед собой цель на запоминание конкретного материала и целенаправленное воспроизведение его, у них не выработаны специальные навыки припоминания, отсутствуют волевые действия.
Педагоги учитывают такие психологические особенности младших дошкольников, когда развивают память у детей с установкой на предметную деятельность и наглядно действенное мышление.
На следующем возрастном этапе происходят значительные изменения в психике детей: развивается речь, пополняется словарный запас, формируется наглядно-образное мышление, начинают активизироваться волевые усилия, появляется определённый жизненный опыт. Вновь приобретённые особенности существенным образом влияют на дальнейшее развитие памяти у дошкольников.
У ребят 4—5 лет целенаправленное припоминание проявляется пока эпизодически и сопутствует таким видам деятельности, например, как выполнению трудовых действий, занятиям, исполнению поручений взрослых. Но под влиянием развития игры, учебной деятельности, которыми дети активно овладевают на этом этапе, перед ними ставятся новые трудности — запомнить довольно объёмный материал, удержать в памяти, а потом при необходимости правильно воспроизвести. Для решения таких сложных задач ребёнку нужно овладеть специальными способами запоминания.
Так начинают формироваться особые действия этого психического процесса, которые способствуют развитию преднамеренного запоминания с использованием цели и волевых усилий. При планомерном обучении дошкольник 4—5 лет уже способен принять предложенную мнемическую цель, проявлением которой является обычное повторение материала. Однако, такой приём ребёнком пока не осознается как средство запоминания и целенаправленно не используется.
В последующем возрастном периоде появляются новые психологические особенности: становление учебной деятельности, приобретение навыков логического мышления. Дошкольники 6—7 лет стараются устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами, явлениями окружающего мира. Активно развиваются интеллект, воображение, внимание, обогащается речь, укрепляются волевые усилия. Такие особенности психики непосредственно влияют на дальнейшее улучшение памяти детей.
Следующим достижением дошколят 6—7 лет становится умение не просто принять или поставить перед собой мнемическую задачу, но и найти способы её выполнения и контроля результатов. Это приводит к становлению произвольности всех психических процессов.
Как улучшить деятельность процессов памяти?
В педагогической практике разработано много способов, направленных на развитие памяти у малышей. Наиболее эффективными из них будут те, что учитывают особенности дошкольников на каждом возрастном этапе.
В этом плане улучшить память ребёнку помогут наблюдения за природой, животными, растениями, рассказывание любимых детских литературных произведений и беседа по содержанию, чтение коротких историй с несложным сюжетом, заучивание стихов, пословиц, поговорок, решение ребусов, кроссвордов, творческое рисование на основе полученных впечатлений.
Среди прочих методов важное место занимают игровые приёмы, особенно актуальные в младшем дошкольном возрасте. К ним относятся различные виды игр, например, для совершенствования двигательной памяти наиболее полезные подвижные варианты. В них есть установленные правила, действия, которые необходимо запомнить и правильно выполнять. Так, у младших дошкольников популярна игра «Сделай, как я», когда по памяти повторяются действия за ведущим. Как вариант, можно предложить игру «Запрещённые движения», где участники отображают все движения, кроме определенных.
С целью улучшения слуховой и зрительной памяти проводятся игры «Займи своё место», «Мяч по кругу», «Морская фигура», в них дошкольники воспроизводят по памяти сложные движения взрослого, придумывают сами, вспоминают неразрешённые слова.
Очень эффективны для формирования всех видов памяти сюжетные игры, в которых моделируются знакомые жизненные ситуации. Особенно такие приёмы полезны детям 3—5 лет, когда их обучают способам запоминания. Например, классическая игра «Пойдём в магазин» предполагает удержание в голове определённого количества слов, всегда вызывает неподдельный интерес детей. С её помощью совершенствуют слуховую память дошколят, так как им нужно сначала научиться запоминать, а потом воспроизводить много слов. Со временем игра усложняется, переходит на уровень самостоятельного придумывания и обыгрывания ситуаций.
Аналогичен сюжет «Лечим больного», в котором по памяти ребятам предлагается воспроизвести ряд последовательных действий.
Существуют специальные дидактические игры, направленные на то, чтобы улучшить память ребёнку. Хотя они носят обучающий характер, требуют специальной подготовки и необходимого материала, но при обучении малышей становятся доступными для самостоятельного разыгрывания. Так, классическую игру «Волшебный мешочек» в разных вариациях можно предлагать уже с трёх лет. Идея её в том, чтобы на ощупь найти предмет и по памяти рассказать о нём.
Дидактические игры по типу «Угадай, чего не стало?», «Запомни слово» часто используются в педагогической практике для развития слуховой и зрительной памяти. Они полезны младшим дошколятам, которые только начинают овладевать приёмами запоминания, так как в них дети должны назвать и запомнить слова, предметы, а потом отгадать исчезнувшие. Игры в лото, разрезные картинки доступны малышам всех возрастов и с успехом применяются в повседневной работе.
Для улучшения памяти более старших детей целесообразно использовать комплекс тренировочных упражнений на овладение мнемическими приёмами, которые формируют произвольную память. Например, опора на многократное повторение, наглядность, ассоциации, группировки слов по заданному признаку.
Предложенные способы для улучшения памяти дошколят доступны воспитателям и родителям, которые активно применяют их в повседневном общении с детьми.
У нас в садике в группе воспитательница уделяет достаточно времени для развития у детей памяти,посоветовала еще детям давать дополнительно витамишки мульти,благодаря таким мерам я вижу что мой ребенок очень хорошо развиваеться и запоминает информацию.)
У нас последний год в садике был годом подготовки к школе… Я понимала, что малышка отстает. Память у нее реально хромала.. А если учитывать нынешние требования для первоклассников-переживала очень. Но, тьфу-тьфу, постепенно и память, и внимание стали у нее гораздо лучше-помогли бэби формула мишки мультивитамины и доп.занятия с психологом-репетитором. Сейчас она в классе одна из лучших учениц))