Советы учителям и родителям: развиваем внимание у школьников

Внимание школьников

Младший школьный возраст в отличие от дошкольников характеризуется новыми приобретениями в психологическом плане, когда основной деятельностью детей становится обучение. Важным является интенсивное развитие произвольности психических процессов и внимания, которое сопровождает деятельность школьников.

Наблюдения за детьми во время их обучения показывают, что у младших школьников, в том числе у первоклассников, возникают серьёзные психологические проблемы. Среди них следует отметить невнимательность, особенно при выполнении ответственных заданий, контрольных, диктантов, рассеянность, неустойчивость внимания, неумение распределять его среди объектов, небольшой его объём (от 4 до 6 предметов).

Поэтому актуальной является задача дальнейшего формирования внимания наряду с обучением письму, счёту, чтению. С этой целью педагоги широко используют различные приёмы, среди которых большое значение имеют упражнения на развитие внимания у младших школьников.

Система работы по формированию свойств внимания

При переходе в школу предполагается, что свойства внимания ребёнка должны быть достаточно развиты. Уже у старших дошкольников начинают формироваться произвольное внимание и логическое мышление, что подразумевает постановку цели, использование волевых усилий при сосредоточенности на каком-либо объекте. Обучение новым знаниям требует от школьников концентрации на изучаемом материале, сосредоточенности на принятии поставленной задачи, нахождении путей её решения, устойчивости во время самоконтроля и оценки своей работы.

Сосредоточенность на учебе

Эффективность, положительные результаты в плане развития внимания педагоги начальной школы соотносят с составлением определённой системы работы, сформированной из необходимых условий, например, использования эмоционально насыщенного учебного материала, его доступности и наглядности; разнообразных способов (путей) и форм работы. Оптимальными по праву считаются упражнения, игры, тренировочные задания. Они включаются в учебный процесс, проводятся на переменах, используются для индивидуальной работы с детьми, по рекомендации педагогов применяются в домашней обстановке.

При построении системы такой работы также учитывается степень подготовленности ещё пока дошкольников к учёбе, багаж знаний, с которым они приходят в школу, уровень развития психических процессов, учёт темперамента большей части детей класса. Так, если группа достаточно подвижна, то и приёмы работы должны соответствовать общей направленности детей.

Упражнения на развитие свойств внимания

Упражнения могут использоваться комплексно — для развития сразу нескольких свойств внимания. Например, с целью концентрации, произвольности и устойчивости в педагогической практике широко применяются графические диктанты, как тренировочные упражнения, которые ребята выполняют на листочках в клеточку. Под диктовку они рисуют элементы повторяющегося узора, например, «1 клетка вправо, 2 — вниз, 1 — вправо, 2 — вверх и т. д.» Как вариант, изображается и раскрашивается какая-либо фигурка.

Графический диктант: дракон

Аналогично это упражнение можно провести в виде обучающей игры «Жучок»: детям предлагается стилизованная божья коровка, которую они перемещают внутри поля, расчерченному клетками, под диктовку взрослого. Такую игру можно рекомендовать родителям для домашнего обучения.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для борьбы с нарушениями функций памяти наши читатели используют натуральный препарат Хэдбустер. Препарат улучшает работу мозга, способствует восстановлению и укреплению памяти, помогает ускорить процесс мышления, улучшает координацию.

Читать о том, как улучшить память и работу мозга всего за 1 курс...

Классическим упражнением является «Корректурная проба» на тренировку концентрации внимания и устойчивости самоконтроля. Действия детей заключаются в том, чтобы найти и вычеркнуть обозначенные знаки в корректурном бланке или вырезке из газеты, журнала. Педагоги советуют для достижения эффективных результатов проводить упражнение каждый день по 5 минут, в течение длительного времени.

В другом варианте это задание можно использовать для тренировки переключения и распределения внимания, например, менять символы или знаки, по-разному зачёркивать их, параллельно подбирать 2 буквы, одну из них зачеркнуть, а другую – подчеркнуть, в каждой строчке отметить букву, стоящую первой.

Такие типовые упражнения дают возможность школьникам почувствовать, что означает «быть внимательным и сосредоточенным».

С целью совершенствования концентрации и устойчивости внимания можно проводить другие классические упражнения, задания которых предполагают действия с буквами и словами, например, школьники без ошибок переписывают подобные строчки: наанадда реберюе аккарара сесаммасас и т. п.

Переписываем буквы на внимание

Аналогичное задание по методике Мюнстерберга состоит в нахождении знакомых слов среди буквенного ряда. Слова, к примеру, могут быть выделены курсивом: пкдомисаурокдкызимаюй. Или предложить найти словарные слова, исправить в них ошибки: пайкаровадлшсабакавыцзаицрмя, или обнаружить среди других «лишнее»: некяблоковуыбананщкыпомидорвутслива, или найти и выделить поговорку в сплошном тексте, например, старыйдруглучшеновыхдвух.

Как игровые, можно использовать упражнения «Составь слово», где из переставленных слогов составляются знакомые слова: редево (дерево), шимана (машина), пугайпо (попугай); «Расшифруй слово», когда надо правильно решить примеры, чтобы найти ответ, закодированный цифрами и буквами.

Отдельно нужно отметить упражнения с творческой направленностью, такие, как «Сделай по образцу» на концентрацию внимания. Детям предлагают выполнить сложные, повторяющиеся узоры в течение определённого времени (начинают с 5 минут).

В другом задании, направленном на расширение распределения внимания, «Сосчитай число ударов» ребята слушают предложение и параллельно считают количество ударов по столу карандашом. Для разнообразия вводите элемент игры: победителем становится тот, кто правильно сосчитал.

Работаем с детьми на внимательность

Расширять объём внимания можно при помощи упражнения «Запомни и нарисуй», где ученики сначала рассматривают карточки с фигурами и символами, затем зарисовывают запомнившиеся.

С целью индивидуальной работы с детьми, самостоятельных занятий школьников или домашнего обучения можно предложить много игровых упражнений на дальнейшее совершенствование разных типов внимания, параллельно формируя у школьников внимательность, как качество личности. Например, игры для зрительного внимания «Лото», «Домино», «Мозаика», «Головоломки», «Лабиринт» и подобные.

Формировать слуховое внимание могут игры с музыкальным сопровождением во время уроков музыки или праздников. А для моторно-двигательного типа подойдут подвижные игры и упражнения, построенные на выполнении определённых правил. Например, «Камень, ножницы, бумага», «Живая фигура» пользовались успехом ещё у дошкольников, в начальной школе подобные игры можно применять во время прогулок, уроков физкультуры, спортивных праздников.

На сегодняшний день в педагогической практике собраны лучшие упражнения, игры и задания для совершенствования свойств внимания учеников младших классов. Главное, работа должна идти систематически, целенаправленно, с учётом индивидуальности школьников.

Автор статьи: Сюмакова Светлана
(оценок нет)
Loading...Loading...

Интересное по теме:

Оставьте комментарий! Нам важно ваше мнение!