Младший школьный возраст в отличие от дошкольников характеризуется новыми приобретениями в психологическом плане, когда основной деятельностью детей становится обучение. Важным является интенсивное развитие произвольности психических процессов и внимания, которое сопровождает деятельность школьников.
Наблюдения за детьми во время их обучения показывают, что у младших школьников, в том числе у первоклассников, возникают серьёзные психологические проблемы. Среди них следует отметить невнимательность, особенно при выполнении ответственных заданий, контрольных, диктантов, рассеянность, неустойчивость внимания, неумение распределять его среди объектов, небольшой его объём (от 4 до 6 предметов).
Поэтому актуальной является задача дальнейшего формирования внимания наряду с обучением письму, счёту, чтению. С этой целью педагоги широко используют различные приёмы, среди которых большое значение имеют упражнения на развитие внимания у младших школьников.
Система работы по формированию свойств внимания
При переходе в школу предполагается, что свойства внимания ребёнка должны быть достаточно развиты. Уже у старших дошкольников начинают формироваться произвольное внимание и логическое мышление, что подразумевает постановку цели, использование волевых усилий при сосредоточенности на каком-либо объекте. Обучение новым знаниям требует от школьников концентрации на изучаемом материале, сосредоточенности на принятии поставленной задачи, нахождении путей её решения, устойчивости во время самоконтроля и оценки своей работы.
Эффективность, положительные результаты в плане развития внимания педагоги начальной школы соотносят с составлением определённой системы работы, сформированной из необходимых условий, например, использования эмоционально насыщенного учебного материала, его доступности и наглядности; разнообразных способов (путей) и форм работы. Оптимальными по праву считаются упражнения, игры, тренировочные задания. Они включаются в учебный процесс, проводятся на переменах, используются для индивидуальной работы с детьми, по рекомендации педагогов применяются в домашней обстановке.
При построении системы такой работы также учитывается степень подготовленности ещё пока дошкольников к учёбе, багаж знаний, с которым они приходят в школу, уровень развития психических процессов, учёт темперамента большей части детей класса. Так, если группа достаточно подвижна, то и приёмы работы должны соответствовать общей направленности детей.
Упражнения на развитие свойств внимания
Упражнения могут использоваться комплексно — для развития сразу нескольких свойств внимания. Например, с целью концентрации, произвольности и устойчивости в педагогической практике широко применяются графические диктанты, как тренировочные упражнения, которые ребята выполняют на листочках в клеточку. Под диктовку они рисуют элементы повторяющегося узора, например, «1 клетка вправо, 2 — вниз, 1 — вправо, 2 — вверх и т. д.» Как вариант, изображается и раскрашивается какая-либо фигурка.
Аналогично это упражнение можно провести в виде обучающей игры «Жучок»: детям предлагается стилизованная божья коровка, которую они перемещают внутри поля, расчерченному клетками, под диктовку взрослого. Такую игру можно рекомендовать родителям для домашнего обучения.
Классическим упражнением является «Корректурная проба» на тренировку концентрации внимания и устойчивости самоконтроля. Действия детей заключаются в том, чтобы найти и вычеркнуть обозначенные знаки в корректурном бланке или вырезке из газеты, журнала. Педагоги советуют для достижения эффективных результатов проводить упражнение каждый день по 5 минут, в течение длительного времени.
В другом варианте это задание можно использовать для тренировки переключения и распределения внимания, например, менять символы или знаки, по-разному зачёркивать их, параллельно подбирать 2 буквы, одну из них зачеркнуть, а другую – подчеркнуть, в каждой строчке отметить букву, стоящую первой.
Такие типовые упражнения дают возможность школьникам почувствовать, что означает «быть внимательным и сосредоточенным».
С целью совершенствования концентрации и устойчивости внимания можно проводить другие классические упражнения, задания которых предполагают действия с буквами и словами, например, школьники без ошибок переписывают подобные строчки: наанадда реберюе аккарара сесаммасас и т. п.
Аналогичное задание по методике Мюнстерберга состоит в нахождении знакомых слов среди буквенного ряда. Слова, к примеру, могут быть выделены курсивом: пкдомисаурокдкызимаюй. Или предложить найти словарные слова, исправить в них ошибки: пайкаровадлшсабакавыцзаицрмя, или обнаружить среди других «лишнее»: некяблоковуыбананщкыпомидорвутслива, или найти и выделить поговорку в сплошном тексте, например, старыйдруглучшеновыхдвух.
Как игровые, можно использовать упражнения «Составь слово», где из переставленных слогов составляются знакомые слова: редево (дерево), шимана (машина), пугайпо (попугай); «Расшифруй слово», когда надо правильно решить примеры, чтобы найти ответ, закодированный цифрами и буквами.
Отдельно нужно отметить упражнения с творческой направленностью, такие, как «Сделай по образцу» на концентрацию внимания. Детям предлагают выполнить сложные, повторяющиеся узоры в течение определённого времени (начинают с 5 минут).
В другом задании, направленном на расширение распределения внимания, «Сосчитай число ударов» ребята слушают предложение и параллельно считают количество ударов по столу карандашом. Для разнообразия вводите элемент игры: победителем становится тот, кто правильно сосчитал.
Расширять объём внимания можно при помощи упражнения «Запомни и нарисуй», где ученики сначала рассматривают карточки с фигурами и символами, затем зарисовывают запомнившиеся.
С целью индивидуальной работы с детьми, самостоятельных занятий школьников или домашнего обучения можно предложить много игровых упражнений на дальнейшее совершенствование разных типов внимания, параллельно формируя у школьников внимательность, как качество личности. Например, игры для зрительного внимания «Лото», «Домино», «Мозаика», «Головоломки», «Лабиринт» и подобные.
Формировать слуховое внимание могут игры с музыкальным сопровождением во время уроков музыки или праздников. А для моторно-двигательного типа подойдут подвижные игры и упражнения, построенные на выполнении определённых правил. Например, «Камень, ножницы, бумага», «Живая фигура» пользовались успехом ещё у дошкольников, в начальной школе подобные игры можно применять во время прогулок, уроков физкультуры, спортивных праздников.
На сегодняшний день в педагогической практике собраны лучшие упражнения, игры и задания для совершенствования свойств внимания учеников младших классов. Главное, работа должна идти систематически, целенаправленно, с учётом индивидуальности школьников.
Очень важно развивать детям память ведь это влияет на интелект в целом,я для этого с ребенком играю в логические игры на запоминание и даю еще дополнительно витамишки мульти,благодаря чему он хорошо схватывает информацию и помнит все)
Основа основ в этом вопросе, мне кажется-витамины и развивающие игры. Я вот малышке бэби формулу мишки мультивитамины давала, а в качестве игр-распечатывала с интернета всякие квесты и проходила их с ней вместе. И интересно, и полезно, как говорится… Спустя время от проблем с вниманием не осталось и следа, да и память получше теперь))